Поиск по этому блогу

понедельник, 9 апреля 2018 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Воздушный и водный транспорт"



Похожее изображение
 

Лексическая тема: «Водный и воздушный транспорт»

Понедельник

1.     Пальчиковая гимнастика Давайте разомнём пальцы. (Массаж рук с помощью Су-джок шариков).
Будем мы с тобой играть,
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, корабль, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак сожмём,
Пять видов транспорта мы назовём.
(Ещё раз на другой руке.)
2.      Артикуляционная гимнастика (в приложении)
3.Обобщение: Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.
Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.
Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.
Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.
4. Повтори по памяти: самолет, вертолет, корабль, ракета. Назови одним словом, что это. Скажи что лишнее, объясни, почему ты так решил(а). Раздели эти слова на слоги.
5. Назови ласково: самолет – самолетик, вертолет - ……, корабль - …….., лодка - ……., мотор - ……., теплоход - ………
6. Закончи предложения:
• Летчик – это тот, кто …………..
• Капитан - ………………………
• Пассажир - …………………….
7. Выбери нужное слово:
• Корпус, палуба, иллюминатор – это ………… (корабль)
• Крылья, шасси, салон, корпус, хвост – это …………….
8. Скажи по образцу:
• Самолет – самолеты – много самолетов
• Корабль - ……………………………….
• Вертолет - ………………………………
• Капитан - ………………………………
• Пилот - …………………………………
 9. Отгадать загадки о транспорте
  • Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
  • Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
  • Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)
 10. Пословицы и поговорки
  • Большому кораблю – большое плавание.
  • Телега впереди коня не ходит.
11. Вспомните, профессии на транспорте, чем эти люди занимаются, на каком транспорте: кок, пилот, стюардесса, капитан, машинист, водитель, летчик, шофер,.
Почему иногда для разных слов было одно и то же объяснение? (пилот и летчик, шофер и водитель)
12. Попробуйте объяснить по названию, почему так назвали: самолет (сам летает), вездеход, паровоз, самосвал, самокат.
13. «Вредина» (подбор антонимов) Взлет – посадка, взлетать - .., приезжать - …, приплывать - …
14. Найдите четвертый лишний предмет, который не подходит к остальным.
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.
15. Упражнение «Самолет». (Координация речи с движением.)
Руки в стороны — в полет(Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)

Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,(Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед,(Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет.(Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладошки прижму (Ладони соединить лодочкой.)
И по морю поплыву. (Волнообразные движения рук.)
Две ладошки-друзья-
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять вверх выпрямленные ладони.)
Синим морем поплыву. (Волнообразные движения.)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Волнообразные движения кистей рук.)

 Вторник 

1.      Пальчиковая гимнастика
2.      Артикуляционная гимнастика
3. «Закончи предложение» (образование сравнительной степени прилагательных) Самолет летит высоко, а ракета …(выше) Самолет летит далеко, а ракета…(дальше) Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее) Самолет мощный, а ракета…(мощнее) Самолет большой, а ракета …(больше) Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее). Самолет просторный, а ракета …(просторнее) Самолет длинный, а ракета …(длиннее) Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)
4. «Составь предложение» (составление предложений с предлогом «над» по двум опорным словам) Самолет, лес. (Самолет летит над лесом) Вертолет, дом. Аэроплан, деревня. Ракета, земля. Самолет, облака. Аэробус, город. Вертолет, поле. Лодка, волны. Ракета, Земля.
5. Связная речь
А) Составление рассказа о каком – либо виде транспорта по плану: Что это? Для чего используется? Из каких частей состоит? Кто им управляет?
 Б) Составление рассказа – сравнения о двух видах транспорта (самолет и ракета, грузовой автомобиль и легковой автомобиль, корабль и лодка) Чем похожи? Чем отличаются?
6. Мы с вами оказались в порту.
- Скажите, что такое порт?
–Место стоянки кораблей.
Кто, самый главный на корабле? (Капитан).
Кто, ещё работает на корабле? (Матросы)
Ребята, я вас приглашаю подняться на борт корабля и провести небольшую экскурсию. Давайте вспомним, как называются части корабля. Показ презентации.
-Мы поднимаемся по трапу.
- Передняя часть корабля — НОС.
- Задняя часть корабля — КОРМА.
- Боковая сторона называется — ПАЛУБА.
- Комнаты на корабле — КАЮТЫ.
- Кухня называется — КАМБУЗ.
- Окна называются — ИЛЛЮМИНАТОРЫ.
- Пост капитана — КАПИТАНСКИЙ МОСТИК.
7. Чтобы корабль отправился в путь, надо сказать слова-действия, закончить предложение.
Корабль от причала (что сделал) отплыл.
Он по морю (что делает) плывёт.
Корабль море (что сделает) переплывёт.
В другой порт корабль (что сделает) приплывёт.
Что же, отправляемся в плавание!
8. Посмотрите, по правому борту плывёт лодочка.
- Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).
- Если лодку сделают из дерева, она будет…
- Если лодку сделают из резины, она будет …
- Если лодку сделают из металла, она будет …
- Если лодку сделают из пластика, она будет …
Для прочности к пластику добавляют стекло и лодка станет стеклопластиковая.
9 Наш корабль вышел в открытое море.
Мы с вами наблюдаем за проходящими мимо судами. Транспорт, который передвигается по воде, называют - водным. Так же как и наземный транспорт, он бывает пассажирский, грузовой и специальный. К пассажирскому водному транспорту относятся: теплоход, катер, круизный лайнер, яхта, катамаран, лодка, фрегат.
За каким водным пассажирским транспортом вы наблюдали?
К грузовому водному транспорту относятся: баржа, танкер, паром, сухогруз.
Какой грузовой транспорт проплывал мимо?
Специальный водный транспорт – это военные корабли, пожарные корабли, спасательные суда, ледокол.
Госпитальное судно – оказывает медицинскую помощь, перевозит больных. Рыболовецкое судно – ловят рыбу.
Какой специальный водный транспорт вы запомнили?

Четверг
1.      Пальчиковая гимнастика
2.      Артикуляционная гимнастика
3.Работа с деформированным предложением.
Мотор корабль плохо работать. (Мотор корабля плохо работает.)
Срочная команда помощь нужна. (Команде нужна срочная помощь.)
Мы переживать за пассажиры. (Мы переживаем за пассажиров.)
Высылать группа спасатели. (Высылайте группу спасателей.)
- Молодцы ребята, вы справились с заданием! Вы восстановили сообщение и спасатели прибыли на борт. А если корабль надо ремонтировать, его ведут в док. А мы с вами поиграем.
4.Динамическая пауза.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
5. Ребята,а мы с вами продолжим путешествие на другом виде транспорта. Отгадайте загадку:
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет.
Правильно, это самолет. Докажите свой ответ. Какие части у самолёта вы ещё знаете? Если самолёт летает в воздухе, какой это вид транспорта? (Воздушный)
Где взлетают самолёты?
С аэродрома.. А кто управляет самолетами? (Летчики, пилоты).
6. Предлагаю подняться на борт самолёта по трапу. Нас встречает приветливая стюардесса. Какие обязанности выполняет стюардесса? (Разносит напитки, журналы, говорит пассажирам, как проходит полёт.)
Мы заходим в просторный салон. Устраивайтесь в удобных креслах.
7. Чтобы самолёт взлетел, надо назвать слова-действия, закончить предложение.
Самолёт, со взлётной полосы (что делает) взлетает. Он набирает высоту и (что делает) летит.
Над городами, домами, лесами, горами, морями (что делает) пролетает.
В аэропорт самолёт (что делает) прилетает. Мы с вами взлетели и поговорим о воздушном транспорте.
8. Какой воздушный транспорт вы ещё знаете? Отгадайте загадку.
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш Российский (вертолёт).
Ещё есть такой воздушный транспорт, как аэростат, дельтаплан.
Если воздушный транспорт перевозит людей - это воздушный пассажирский транспорт. Если перевозит грузы – воздушный грузовой транспорт.
Если спешит на помощь, выполняет специальную работу – это специальный воздушный транспорт
 (самолёт для тушения пожаров, почтовый самолёт, военные самолёты и вертолёты.)
9. Мы пролетаем над бескрайними просторами нашей Родины. Посмотрите в иллюминаторы.
Над чем летит наш самолёт? (Составление предложений по схеме.)
Самолёт летит над домами. Самолёт летит над городами. Самолёт летит над горами. Самолёт летит над морями. И т. д. (Анализ предложения.)
Скажите, что вы сейчас составляли? (Предложение.) Сколько слов в предложении? (четыре.) Какое первое? И т. д.
А наш самолёт идёт на посадку. Мы приземлились в аэропорту. До полной остановки вставать со своих мест нельзя. Возьмите листок с изображением разных видов транспорта, карандаш и соедините транспорт с воздухом, дорогой или водой. Объясните, почему вы так сделали и какой это транспорт?
«Составь предложение»
Самолет, лес. (Самолет летит над лесом)
Вертолет, дом. Аэроплан, деревня.
Ракета, земля. Самолет, облака.
Аэробус, город. Вертолет, поле.
Лодка, волны. Ракета, Земля

Комментариев нет:

Отправить комментарий