Поиск по этому блогу

вторник, 13 февраля 2018 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Мебель"




Лексическая тема: «Мебель»
Понедельник
1.     Пальчиковая гимнастика
2.     Артикуляционная гимнастика
3.     Назвать детали мебели: у стула – спинка, сиденье, ножки; у кровати -. ; у стола -. ; у дивана; у шкафа -. и т. д.
4. Поиграть с детьми в дидактические игры:
.«Какой – какая?». Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ:
- Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)
- Дом из камня. Какой? (Каменный)
- Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)
- Крыша из железа. Какая? (Железная)
- Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)
- Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)
«Что такое?»: стол, за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на котором готовят – кухонный;
полка для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный.
5. Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.
Дети повторяют фразы за взрослым:
- ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.
- НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.
- ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.
- СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.
- ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.
- ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.
- ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.
6. Загадать загадку. Объяснить отгадку. Выучить наизусть:
Под крышей - четыре ножки, на крыше - суп да ложки. (Стол.)
7. Ответьте на вопросы:
Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)
В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
8. Потренируйтесь  в употреблении предлогов. Возьмите игрушку и поставьте НА стол. Спросите, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. и т.д.
9. «Из чего какой?»Стол из дерева (какой?)…………….
Стол из пластмассы (какой?)……….
Шкаф из фанеры (Какай?)………….
Кровать  из дуба (какой?)…………….
Комод из березы (какой?)……………….
У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………
10. По аналогии составить рассказ  об одном из предметов.
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.
Придумать загадку – описание о мебели.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
Задание 11. Подбери признаки (не менее трех признаков):
стол (какой?) –…
кровать (какая?) — …
кресло (какое?) — …
Задание 12. Назови ласково:
стол — столик
кресло — …
диван — …
стул — …
шкаф — …
кровать — …
Задание 14. Есть – нет (родительный падеж):
стена – нет стены
окно — …
крыша — …
шкаф – …
кресло — …
диван — …
Задание 15. Образуй признаки (от предметов):
шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный
стол из пластмассы — …
стул из металла — …
кресло из кожи — …
Задание 16. Рассказать, какая мебель есть на кухне, в спальне, в гостиной. (Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.)
Пример: Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.
Грамматический строй
17. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
18. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)


Вторник
1.     Пальчиковая гимнастика
2.     Артикуляционная гимнастика
3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
4. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
5. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна ...для (стола)
Спинка нужна ...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны ...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати)
Подлокотники нужны ...для (кресла, дивана)
6. «Из чего сделана мебель?» (образование
относительных прилагательных)
Мебель из кожи - кожаная
Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ...
Мебель сплетена - ...
Мебель из пластика - ...
Мебель из металла.

Связная речь
7. Составление рассказа - описания «Опиши свою комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.
8. Раздели на слоги слова: Комод, диван, кровать, стол, табурет. Составь в тетради схемы слов: КОМОД, ДИВАН, ШКАФ.
9. Расскажи, из какого материала делают мебель. Как называется профессия человека, который изготавливает мебель. Перечисли инструменты , которые нужны ему для работы.
10. Ответь по образцу:
• Шкаф из дерева - деревянный
• Стол из пластмассы –
• Кровать их металла –
• Дверцы из стекла –
• Стул из дуба –
• Диван из кожи –
11. Вставить предлоги:
• Костя поставил тарелку ___ стол.
• Маша взяла шарф _____ шкафа.
• Картина висит ____ столом.
• Мяч закатился _____ диван.
• Вася достал мяч _______ дивана.
• Бабушка сидит _____ кресле.
12. Прослушай внимательно, повтори по памяти: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, ПОЛКА.
• Назови эти предметы одним словом. (Мебель)
• Определи количество слогов в этих словах.
• Вспомни, какую мебель ты еще знаешь.
• Расскажи, кто делает мебель. (Столяр).
• Из каких материалов ее можно изготовить. (Из дерева, металла, железа, пластмассы, кожи)
13. Проговори из чего сделана мебель, какая она?
• Стол из дерева – деревянный стол
• Стул из пластмассы –
• Кровать из железа –
• Кресло из кожи –

14. Выучить части мебели (У СТУЛА - спинка, сиденье, ножки; У СТОЛА – ножки, столешница; У КРЕСЛА - спинка, сиденье, ножки, подлокотники). Уметь их показать.
15. Назови «ласково»: стол – столик, стул - …………., шкаф - …….., кровать - ………., кресло - …………

16. Проговорить и продемонстрировать действия:
• Положи мяч на стул – Я положил мяч НА стул. Я взял его со..
• Положи мяч за стул – Я положил….. Я взял его…. (откуда?)
• Положи мяч около стула – …..
• Положи мяч под стул – …….
• Возьми мяч из – под стула -….

17.   Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?
Какая мебель стоит в коридоре, в детской комнате.
Для чего мебель нужна?
Разобрать из каких частей состоит стол (крышка, ножки), стул, шкаф, кресло.
Образовать прилагательные от существительных.
Табурет из дерева – деревянный табурет, шкаф из дерева, стул из пластмассы, кровать из металла, диван с обивкой из плюша, столик из стекла.
18.Скажи наоборот.

Чисто, высоко, мокро, легко, широко, мягко, большой, острый, старый, младший, детский.

19.Скажи ласково.
Диван, кровать, стол, стул, шкаф, тумба, кресло, табурет.
Один – много
Диван – диваны – много диванов, стул, стол, кровать, шкаф, кресло.
Среда
1.     Пальчиковая гимнастика
2.     Артикуляционная гимнастика
3.     Употребление предлогов. Воспитатель читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.
Ваза стоит … полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.
4.Ответь на вопросы:
Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это? Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?
 5. Придумай свою загадку про мебель по плану:
Какая это мебель? (кухонная, гостиная, спальная, детская..)
Части предмета
Материал, цвет, форма,
Для чего нужна?

6. Загадки.
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,
Уроки делаю, читаю,
Но никогда не засыпаю. (Стол)

В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)

На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)

Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)

7.Физкультминутка.
- Давайте встанем и немного разомнемся. Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.
Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

8. Упражнения в использовании существительных с уменьшительными суффиксами.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. “Большой – маленький”. Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
- У меня большая кровать, а у вас маленькая…(кроватка)
- У меня большой диван, а у вас маленький…(диванчик)
- У меня большой стол, а у вас маленький… (столик)
-У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)

9. Сравнение предметов.
- Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную). Прежде, чем идти за покупкой, надо решить для какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.

10. Сядет тот (встанет), кто подберет предмет мебели к моему признаку.
Кухонный – (гарнитур, стол, шкаф, сервант);
Офисный – (стол, стул);
Спальный – (гарнитур);
Гостиный – (стол);
Деревянная – (кровать, тумбочка, банкета, тахта, кушетка, скамейка);
Пластмассовый – (стол, стул);
Книжная – (полка);
Мягкий – (диван);
Обеденный – (стол);
Деревянные – (шкафы);
Кухонные – (серванты, шкафы);
Удобное – (кресло);
Красивые – (пуфики);
Кухонная – (тумба, полка);
Деревянный – (сервант, стол, трельяж);
Журнальный - (стол);
Письменный - (стол).





Четверг
1.     Пальчиковая  гимнастика
2.     Артикуляционная  гимнастика
3. Игра «Скажи, наоборот» - с мячом.
Моя кровать новая – а моя кровать старая;
Моя кровать широкая, а моя кровать узкая;
Моя кровать большая, а моя кровать маленькая;
Моя кровать длинная, а моя кровать короткая;
Моя кровать низкая, а моя кровать высокая;
Моя кровать легкая, а моя кровать тяжелая;
У моей кровати матрац мягкий, а у моей кровати матрац твердый;
У моей кровати полировка светлая, а у моей кровати полировка темная.

4. Как вы думаете, для чего нужна мебель?
Для того чтобы было нам удобно и комфортно.
Для чего нужны стулья? (сидеть, читать),
Для чего нужен стол? (кушать, писать, рисовать, делать разные дела).
Для чего нужна кровать? (спать, лежать, отдыхать).
Для чего нужен шкаф? (хранить, вешать).
Для чего нужна полка? (ставить).
5. Гимнастика для пальцев
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка

6. Игра «Доскажи словечко»
Развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных.
Костя в комнату вошел
И поставил сок на… (стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки…. (в буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла… (со стула).
Катя вынула жирафа
Мяч и гномика… (из шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля… (под диван).
На портрете – Аня с бантом,
А портрет тот… (над сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал (из-под дивана).
Если хочет Миша спать
Он приляжет… (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули
Посидим чуть-чуть (на стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы (в кресле).

7. Физминутка
На кровати можно спать, 
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять. 
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить, 
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать. 
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать, 
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать. 
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс! 
(большие пальцы вверх)

8. Загадки
С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
Кресло
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
Стол
В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
Вешалка
Все одеть ее хотят,
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки.
(Вешалка)
Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время — под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять:
На миг заглянет в коридор —
И в комнату опять.
Дверь
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает.
Дверь
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…
Буфет
Свысока он смотри вниз:
В нем и новенький сервиз,
И старинная посуда,
И ножей, и вилок груда.
Здесь одежды только нет:
Это все-таки…
(Буфет)
Если ты устал играть,
То ложишься на…
Кровать
Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
Кровать
Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
Шкаф
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
Диван
Четыре брата
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.
Стол
С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
Стул
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
Шкаф
Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я…
Сервант
Длинный парень у стены,
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят.
Вешалка
Не тахта и не диван.
Не кровать и не топчан,
Но на ней порой у Кости
Сладко спят наши гости.
А когда поспят немножко,
Соберут ее гармошкой
И до ночи каждый раз
Уберут подальше с глаз.
Раскладушка
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
Табуретка
Не смотрел в окошко —
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
Зеркало
Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
Обувная полка
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
(Обеденный стол)
На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(Кресло)
Четыре ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок –
Перинка для Иринки.
(Кровать)
Всех в объятья принимает –
И баюкает, качает.
(Кресло-качалка)
У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)
На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул)

6 комментариев:

  1. Спасибо большое. Отличная подборка материала по теме: "Мебель". Очень пригодится в работе.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое за материал! Использовала в проектах.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, все, я - Адрик Вадим, живущий в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как мистер Бенджамин помог мне ссудой в размере 15 000 000,00 рублей, чтобы начать доставку продуктов питания после того, как у меня есть работа в Несколько отелей здесь, в Кургане, просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но сейчас я благодарю Бога, что теперь я работаю на себя, и 5 работников работают на моем попечении. Просто если вы ищете финансовую свободу, я посоветую вам связаться с мистером Бенджамином, указав ниже это электронное письмо и номер приложения. lfdsloans@outlook.com + 1-989-394-3740

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое! Очень полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  5. VarangaOfficial - заказать мазь варанга - самая большая и исчерпывающа подборка фактов. Воспользовавшись нашим онлайн-сервисом, вы сможете узнать полную информацию касательно данного лекарственного средства. Увидеть данные о проведенных клинических исследований, прочесть отзывы реальных пользователей и врачей, использующих крем в своей лечебной практике. Изучить инструкцию по использованию, прочесть особенности и методы работы мази, понять, почему крем Варанга настолько эффективен, где нужно заказывать оригинальный препарат и, как избежать покупки подделки. Мы очень тщательно проверяем размещаемые на сайте данные. Предоставляем пользователям нашего ресурса сведения, которые берутся только из достоверных источников. Если вы нашли у себя признаки грибкового поражения стоп или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов пытаетесь излечиться от этого неприятного недуга, на нашем сайте вы отыщете простой и быстрый способ решения проблемы. Приобщайтесь и живите здоровой полноценной жизнью. Все, что вы хотели знать, теперь можно найти на одном ресурсе.

    ОтветитьУдалить