Поиск по этому блогу

среда, 25 апреля 2018 г.

Публичная лекция на тему "Младенец в детском саду: за и против"



Младенец в детском саду: за и против
ЗА                                                                     
1.    Решение проблемы присмотра и ухода за ребенком до 1 года (занятость родителей или  отсутствие помощи со стороны семьи).        

     2.  Раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка  и   консультирование   родителей.     
   
    3.Ранняя социализация, повышение адаптивных механизмов, стрессоустойчивости,    возможность широкого познания мира.

ПРОТИВ

 1. Родители снимают с себя ответственность за гармоничное развитие своего ребенка.

2.  Отсутствие условий в ДОО для создания групп младенческого возраста.

3. Нарушение правильных отношений между организмом ребенка и внешней средой.

В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. (1.8. СанПиН 2013 г.)+ ФГОС ДО

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Закон об образовании РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивают, что дошкольное образование должно быть направлено на разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Согласно ФГОС ДО, в саду могут открываться группы для самых маленьких детей: и одна из них - первая группа детей раннего возраста (от рождения до года).


     Наша страна подписала международные документы, относящиеся к образованию детей дошкольного возраста, в том числе приняла положения Программы ЮНЕСКО – «Образование для всех» (ОДВ). В документах ЮНЕСКО большое внимание уделяется дошкольному образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения. Так ли это, давайте с вами подумаем над этим вопросом.

     1. Итак, первое «За» пребывания младенца в детском саду -  это решение проблемы присмотра и ухода за ребенком при занятости родителей или отсутствия помощи со стороны семьи. Мама может выйти на работу. Пожалуй, это преимущество раннего отрыва малыша от дома. Я думаю, вы со мной согласитесь.

2.                Но есть и другая сторона. «Против» - Родители зачастую снимают с себя ответственность за гармоничное развитие своего ребенка. Возрастают их ожидания и требования, и это влечет невыполнение своих обязанностей. Мама имеет возможность сменить обстановку и «отдохнуть», забывая о своей главной роли. Родители порой считают, что гораздо понятнее и привычнее отдать ребенка чужим людям – пусть научать его общаться, семья для этого «не годится». Заметьте – абсолютно чужой человек должен научить вашего ребенка самому главному – быть человеком в обществе.

3.           Вернемся к плюсам: «ЗА» - Раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка и   консультирование  родителей.         
Безусловно, своевременная диагностика способствует выявлению возможных проблем в развитии. Мы знаем, что должны соблюдаться возрастные этапы развития ребенка. Мы, педагоги, специалисты, помогаем родителям вовремя обратить внимание на эти самые возможные проблемы.
Наша роль состоит в обеспечении психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка, способствующего (обогащению) амплификации детского развития, благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
     Обязательными условиями в этом периоде являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями содержание образования детей должно быть интегрированным. И дошкольное учреждение может это обеспечить.

4. Но! готовы ли образовательные организации к этому? «ПРОТИВ» - Отсутствие условий в  ДОО для создания  групп  младенческого возраста – это определенная проблема. Далеко не в каждом саду есть материально-техническая база, оснащение групп, ППРС, предусмотрено питание для младенцев и т. д. (СанПиН).

5. Что же будет являться еще одним аргументом  «ЗА» пребывание малышей в детском саду? - Ранняя социализация, повышение адаптивных механизмов, стрессоустойчивости,    возможность широкого познания мира. Именно раннее отправление в ясли может спровоцировать скачок в речи, улучшение навыков самообслуживания, научит кроху общения со сверстниками. А как же болезни?-спросите вы. Можно сказать, что это закалка для иммунитета? Некоторые специалисты утверждают: для нормального иммунитета ясли не помеха, а первые, «адаптационные» болезни – временное явление.

6. «ПРОТИВ» - Нарушение правильных отношений между организмом ребенка и внешней средой. Мы рассматриваем адаптацию детей к условиям детского сада с позиции установления наиболее правильных отношений между организмом и средой. Нарушение этих механизмов снижает приспособительные возможности организма ребёнка и ведёт к деформации функций тех или иных органов. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Переход из семьи в детский сад для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившегося стереотипа.
 Ребенок начинает часто болеть.  Психосоматическая теория болезней уже признана многими врачами, а в отношении детей она проявляется на все сто. Нельзя не отметить и пользу грудного вскармливания, его незаменимость и важность, а ведь у многих мам этот процесс завершается гораздо раньше положенного, по многим причинам, в том числе, в связи с отдалением от малыша.
Вдобавок, что тоже немаловажно, чем меньше ребенок, тем слабее его собственный иммунитет. Отсюда – риск инфекционных, респираторных заболеваний.
И самое важное - малышу будет некомфортно и грустно без мамы. Все психологи твердят: до года ребенок чувствует себя с мамой единым целым и хочет быть с ней рядом 24 часа в сутки! Посторонний человек никогда не заменит родную маму.
Вывод: Уважаемые коллеги, считаю, нет единого мнения на этот счет. Вопрос остается открытым, неоднозначным. В любом случае, государство готово предоставить родителям и их детям младенческого возраста условия для полноценного развития (существуют образовательные программы, включающие раздел СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с детьми от 2 мес. до 1 года), но решение в вопросах воспитания и ухода за ребенком всегда остается за родителями! И мы, педагоги, специалисты, должны не забывать  поддерживать их, учить  оставаться родителями, выполнять свои обязанности, как полноценных участников образовательного процесса. Если у мамы нет возможности сидеть с малышом,  то решение очевидно – детскому саду быть. Но в таком случае задача ДОО - повышение педагогической абилитационной компетентности родителей ребенка. И это одно из главных условий эффективного и поступательного развития малыша.
Ведь самое главное для нас всех – это здоровые, счастливые дети!
Спасибо за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий