Поиск по этому блогу

понедельник, 13 ноября 2017 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Зимующие птицы"

Похожее изображение

Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Понедельник
1.   Пальчиковая гимнастика 
2.   Артикуляционная гимнастика    
3.     Вспомните,  каких зимующих птиц вы знаете. (не менее 5). Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.
4.     Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - ……. (еще нескольких птиц)
5.     Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
6.     Кто как разговаривает?
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –
7.      Составь предложения со словами СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки летели белобокая сорока и крикливая ворона.) – с опорой на картинку.

8.      Пересказ:  Прослушайте текст, ответьте на вопросы полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и  крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответить на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?

9. Объясните слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.

Вторник
1.     Пальчиковая гимнастика
 Артикуляционная гимнастика
2.    
3.     Игра « Подбери признак»
Воробей (какой?) – серый, маленький, бойкий.
Ворона…
Голубь…
Синица…
Снегирь… 
3. Игра « Кто как голос подает»
Ворона – «кар-кар» — она каркает,
Воробей – «чик-чирик» – он чирикает.
Голубь… -
Синица… -
Сорока..  -
4. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):
воробей, 2 воробья, 5 воробьев
голубь…
снегирь…
синица…
ворона…
5. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).
У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
У сороки                      — сорочий,                          — сорочья.
У голубя —         
У совы —           
У воробья-
6. Игра «Сложи слово»
У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.
У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.  
У вороны черные крылья —  значит она …
У голубя сизые крылья – значит он …
У сороки белая грудка – значит она …
7. Образование глаголов с помощью приставок.
Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 
Откуда вылетела сорока? – из дупла.
Какое «маленькое слово» помогло найти птицу? – «из».
Аналогично составлять с предложения и отвечать на вопросы:
Сова в дупло…            Куда влетела сова?
Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки …  Куда подлетел воробей?
Ворона за куст …Куда залетела ворона?   
Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?
8. Игра «4 – лишний»
Голубь, ворона, дятел, совенок.  
Сорока, воробей, петух, снегирь.
Петух, синица, гусь, индюк.

Среда
1.Пальчиковая игра «Птички»
2. Артикуляционная гимнастика

Птички полетели,
(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны,  словно птичьи крылья, тыльной стороной ладоней к себе)
Крыльями махали.
(Махи кистями рук)
На деревья сели,
(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны,  словно птичьи крылья, внутренней  стороной ладоней к себе)
Вместе отдыхали.
(Помахивать ладонями)
3. Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в  форме загадок-описаний по схеме:
1.     Кто это (это птица)
2.     Какие части тела у неё есть?
3.     Перелетная или зимующая?
4.     Как называется дом?
5.     Чем питается?
6.     Как называют птенцов?
7.     Как голос подает?
8.     Какую пользу приносит?
4.     Отгадай загадки:

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)

Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя...? (Снегирь)

Верещунья – белобока,
А зовут ее... (Сорока)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? ... (Воробей)

Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её ... (Синичка)

Чёрная, как вар,
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)

Белый бок, серый бок,
Воркует нежно ... (Голубок)

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — ... (Свиристели)

5.Звуки К и Х: (разделить детей на 2 команды  - это птички, которые ловят звуки – одна команда хлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая – когда услышат Х :

Хвост, крыло, сорока, хохолок (оба звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.
6. Изобразить движения под стихотворение:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Распустили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Пятница

1.     Артикуляционная гимнастика
2.     Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э  (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
Ребята, в каких словах-названиях птиц мы услышали звук Э ? Какой это звук? (гласный или согласный)? Каким цветом мы будем обозначать его в словах? (красным).

3. Прочитайте  и обсудите с детьми стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну"
(А. Яшин)
4. Речь с движением «Кормушка»
 (Дети подходят к воспитателю в центр группы)
Ребята дощечки пилили, пилили (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушку для птиц мастерили (постукивание кулачками друг по другу)
В неё мы насыплем для птиц угощенье (имитация движения кормления)
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть–чуть отойдём и не будем шуметь. (Отходим назад и подносим указательный палец к губам)
5.     Игра «Скажи  наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — …?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Комментариев нет:

Отправить комментарий