Речевые
игры для старшей группы по лексической теме «Домашние птицы»
Понедельник
Артикуляционная
гимнастика
Утята умываются. Повернуть голову влево — облизать
верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.
Гусята жуют корм. Имитировать жевание.
Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.
Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку с собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить; «Бл-бл-бл-бл-бл ».
Гусята жуют корм. Имитировать жевание.
Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.
Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку с собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить; «Бл-бл-бл-бл-бл ».
1.
Найди звук в слове:
«Ребята,
однажды Маша пасла домашних птиц на лугу, но тут прилетел хищный коршун и всех
птиц распугал, они и разбежались, кто куда. Давайте позовем всех домашних птиц, поможем
Маше их найти: (пропеваем громко и медленно: «Уууу-ткаааа! - а какой звук мы услышали в самом начале
слова? - У . А конце слова, какой звук
самый последний? – А. Зовем дальше птиц и ищем гласные звуки: «Петууууух!» -
где находится звук У ? «Индюуууууук!» - Какой звук в середине слова? Где звук У
? А где звук И ? «Гуууусь!» - А
какой звук поется здесь? Где он стоит?
«Кууууриииицаааа!» - Какой звук в начале слова, после К? А какой в середине? А
в конце? Ребята, мы с вами пели все эти звуки, «тянули» голоском? Значит, все
эти поющиеся звуки какие ? (гласные).
2.
«Поймай звук О»
Давайте
позовем детенышей домашних птиц, их мамочки не могут их найти: Курица зовет:
«Цыплёоооонок!». Утка зовёт: «Утёоооонок!». Индюшка зовёт: «Индюшооонок!».
Гусыня зовёт: «Гусёооонок!». Какой звук спрятался в середине всех этих слов?
(звук О).
3.
Прохлопайте в ладоши по слогам
все
слова – названия домашних птиц. Посчитайте, сколько там слогов (хлопков).
Пе-тух, ку-ри-ца, цып-лё-нок.
Гусь,
гу-сы-ня, гу-сё-нок. Ут-ка, се-ле-зень, у-тё-нок. Ин-дюк, ин-дюш-ка,
ин-дю-шо-нок.
Вторник
1.
Провести беседу о птицах:
-- Как их всех можно назвать одним словом? (птицы.)
— Почему? (Тело покрыто перьями; у них две лапки; есть туловище, голова, хвост, крылья, клюв .)
— Где живут эти птицы? (Рядом с человеком, в птичнике.)
— Как они называются? (Домашние птицы.)
— Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.)
— Какую пользу приносят домашние птицы? (Они несут яйца, дают мясо, пух и перья).
-- Как их всех можно назвать одним словом? (птицы.)
— Почему? (Тело покрыто перьями; у них две лапки; есть туловище, голова, хвост, крылья, клюв .)
— Где живут эти птицы? (Рядом с человеком, в птичнике.)
— Как они называются? (Домашние птицы.)
— Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.)
— Какую пользу приносят домашние птицы? (Они несут яйца, дают мясо, пух и перья).
2.
«Назови части тела», «Много чего?»
Ребята,
давайте назовем части тела домашних птиц, и скажем, что есть у одной птицы, и
что есть у всех птиц: голова – много птиц, значит много чего? – голов, глаза –
много чего? – глаз, клюв - …., гребешок - …., шея - …., лапа - ….., хвост - ……,
крыло - ….., шпора - ……., перо - ……, перепонка - ……, язык - …..
3.
Кто как голос подаёт?
–
Петух – (кукарекает), а петухи (что делаЮТ?) - …
Курица
– (кудахчет, квохчет), а куры - …… Гусь – (гогочет), а гуси - …..,
Индюк – (болбочет), а
индюки - …… Утка (крякает), а утки - ……
4.
Подберите слова
– действия к каждой птице (не менее 4 слов), а затем слова- признаки (не менее
3 слов).
5.
Кого покормим во дворе? –
перечислим правильно: куры – кур, гуси – гусей, утки – уток, петух – петухов,
индюк – индюков, цыплёнок – цыплят, утёнок – утят, индюшонок – индюшат, гусёнок
– гусят.
6.
Кому мы дали корм? - курам, петухам, уткам, индюкам, гусям, и
т.д.
Среда
1.
«Доскажи
словечко»:
Давайте
поиграем в поэтов! Я буду читать стихи, а вы, ребята, помогайте мне подобрать
рифму - то слово, которое подходит. Слова эти
будут обозначать мам – домашних птиц.
Стихи-подсказки:
Шею вытянул гусенок,Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … (гусыня).
Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла … (индюшка).
Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама … (утка).
Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама … (курица)
2.
Развитие тонкой моторики.
Есть у нас драчливый гусь (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)
Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)
Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку)
Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).
(То же самое проделать левой рукой).
3. Речь с движением:
«Ребята, давайте изобразим домашних птиц, и споем их песни сначала
громко, а затем тихо-тихо..»
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! (громко) Кря-кря-кря (тихо)
(идут по кругу
вперевалочку, подражая походке уток)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! (громко)
Га-га-га (тихо)
(идут по
кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки-«крылья» назад)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! (громко) Ко-ко-ко (тихо)
(останавливаются,
встают лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру (показать правой рукой гребешок над головой, а левой рукой – бородку под
подбородком, с растопыренными пальцами)
Нам споёт: ку-ка-ре-ку! (громко)
(вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)
Четверг
1. Назови
ласково:
петух – петушок
курица — … цыпленок — …
утенок — … клюв — …
крыло — … хвост — …
перо — … яйцо — …
2. Один – много
(множественное число)
индюшонок – индюшата курица — …
цыпленок — … перо – …
клюв — … крыло — …
петух — … гусь — …
утка — …
3. Подумай и ответь:
3. Подумай и ответь:
Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
Сколько ног у двух кур?
У кого ног больше – у курицы или у
петуха?
Кто (что) лишний и почему? Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
Курица, индюк, петух, гусь.
Курица, индюк, петух, гусь.
4. «Назови правильно»: (назови папу, маму и детёныша каждой птицы).
Петух, курица,
цыплёнок.
Селезень, утка,
утёнок.
Гусь, гусыня,
гусёнок.
Индюк, индейка,
индюшка.
5.
Составь слово из звуков:
Ребята, послушайте звуки и соберите их в
одно слово: (воспитатель называет звуки отрывисто, четко)
М,
А, К.
К,
О, Т
Кь,
И, Т
Т,
О, М
К,
О, М
М,
У, К, А
Пятница
1. Пальчиковая гимнастика
ЦЫПЛЯТА
Есть у мамы
курицы
Дети показывают 5 пальцев .
Пять маленьких цыплят-
Желтых, пушистых, веселых ребят.
Пять маленьких цыплят-
Желтых, пушистых, веселых ребят.
Первый цыпленок лапкой гребет,
Имитирует движения пальцами рук "гребет"
Второй вместе с мамой зерна клюет, Смахивающие
движения со стола.
Третий цыпленок играет с
жуком, "клюет" пальцы собраны в щепотку.
Четвертый нашел червяка под листом, Ладонь
одной руки вытянута, под ней "шевелится червяк" (указательный палец
второй руки.
Пятый цыпленок бежит
помогать Ритмично соединяют большой палец руки с
остальными пальцами, сложенными вместе.
"Ку-ка-ре-ку! папе кричать.
2.
«Кто что делает?»
Педагог называет действия, свойственные данному
животному, а дети его отгадывают.
- Клюёт, кудахчет - …
- Щиплет травку, крякает - …
- Кукарекает, дерётся - …
- Щиплет травку, крякает - …
- Клюёт, кудахчет - …
- Щиплет травку, крякает - …
- Кукарекает, дерётся - …
- Щиплет травку, крякает - …
3.
Отгадывание загадок о
домашних птицах.
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
*
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
*
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
*
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
*
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
*
Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)
*
4.
Услышь звук К: (дети хлопают в ладоши, если слышат
звук К)
Индюк. Курица.
Птица. Яйцо. Гусь. Утёнок.
Цыплёнок. Голубь. Канарейка. Петух.
Очень хороший материал, спасибо большое!
ОтветитьУдалить