Поиск по этому блогу

понедельник, 13 ноября 2017 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Домашние птицы"

Картинки по запросу домашние птицы

Речевые игры для старшей группы по лексической теме «Домашние птицы»
Понедельник
Артикуляционная гимнастика
Утята умываются. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.

Гусята жуют корм. Имитировать жевание.

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «тру­бочкой». Смыкать и размыкать губы.

 Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удержи­вать воздух в ротовой полости.

Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.

Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку с собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить; «Бл-бл-бл-бл-бл ».
1.     Найди звук в слове:
«Ребята, однажды Маша пасла домашних птиц на лугу, но тут прилетел хищный коршун и всех птиц распугал, они и разбежались, кто куда.  Давайте позовем всех домашних птиц, поможем Маше их найти: (пропеваем громко и медленно: «Уууу-ткаааа!  - а какой звук мы услышали в самом начале слова?  - У . А конце слова, какой звук самый последний? – А. Зовем дальше птиц и ищем гласные звуки: «Петууууух!» - где находится звук У ? «Индюуууууук!» - Какой звук в середине слова? Где звук У ? А где звук И ?  «Гуууусь!» - А какой  звук поется здесь? Где он стоит? «Кууууриииицаааа!» - Какой звук в начале слова, после К? А какой в середине? А в конце? Ребята, мы с вами пели все эти звуки, «тянули» голоском? Значит, все эти поющиеся звуки какие ? (гласные).

2.     «Поймай звук О»
Давайте позовем детенышей домашних птиц, их мамочки не могут их найти: Курица зовет: «Цыплёоооонок!». Утка зовёт: «Утёоооонок!». Индюшка зовёт: «Индюшооонок!». Гусыня зовёт: «Гусёооонок!». Какой звук спрятался в середине всех этих слов? (звук О).

3.     Прохлопайте в ладоши по слогам
все слова – названия домашних птиц. Посчитайте, сколько там слогов (хлопков). Пе-тух, ку-ри-ца, цып-лё-нок.
Гусь, гу-сы-ня, гу-сё-нок. Ут-ка, се-ле-зень, у-тё-нок. Ин-дюк, ин-дюш-ка, ин-дю-шо-нок.

Вторник

1.     Провести беседу о птицах:
-- Как их всех можно назвать одним словом? (птицы.)

— Почему? (Тело покрыто перьями; у них две лапки; есть туловище, голова, хвост, крылья, клюв .)

— Где живут эти птицы? (Рядом с человеком, в птичнике.)

 — Как они называются? (Домашние птицы.)

 — Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.)

— Какую пользу приносят домашние птицы? (Они несут яйца, дают мясо, пух и перья).

2.     «Назови части тела», «Много чего?»
Ребята, давайте назовем части тела домашних птиц, и скажем, что есть у одной птицы, и что есть у всех птиц: голова – много птиц, значит много чего? – голов, глаза – много чего? – глаз, клюв - …., гребешок - …., шея - …., лапа - ….., хвост - ……, крыло - ….., шпора - ……., перо - ……, перепонка - ……, язык - …..

3.     Кто как голос подаёт?
– Петух – (кукарекает), а петухи (что делаЮТ?) - …
Курица – (кудахчет, квохчет), а куры - …… Гусь – (гогочет), а гуси - …..,
Индюк – (болбочет), а индюки - …… Утка (крякает), а утки - ……

4.     Подберите слова – действия к каждой птице (не менее 4 слов), а затем слова- признаки (не менее 3 слов).

5.     Кого покормим во дворе? – перечислим правильно: куры – кур, гуси – гусей, утки – уток, петух – петухов, индюк – индюков, цыплёнок – цыплят, утёнок – утят, индюшонок – индюшат, гусёнок – гусят.


6.     Кому мы дали корм?  - курам, петухам, уткам, индюкам, гусям, и т.д.

Среда
1.     «Доскажи словечко»:
Давайте поиграем в поэтов! Я буду читать стихи, а вы, ребята, помогайте мне подобрать рифму - то слово, которое подходит. Слова эти  будут обозначать мам – домашних птиц.
Стихи-подсказки:
Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … (гусыня).

Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла … (индюшка).

Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама … (утка).

Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама … (курица)

2.     Развитие тонкой моторики.

Есть у нас драчливый гусь (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)
Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)
Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку)
Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

(То же самое проделать левой рукой).
3.     Речь с движением:
«Ребята, давайте изобразим домашних птиц, и споем их песни сначала громко, а затем тихо-тихо..»
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! (громко) Кря-кря-кря (тихо)
(идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! (громко)  Га-га-га (тихо)
(идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки-«крылья» назад)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! (громко) Ко-ко-ко (тихо)
(останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру (показать правой рукой гребешок над головой, а левой рукой – бородку под подбородком, с растопыренными пальцами)
Нам споёт: ку-ка-ре-ку! (громко)
(вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)


Четверг
1. Назови ласково:

петух – петушок
 курица — …      цыпленок — …
утенок — …      клюв — …
крыло — …      хвост — …
перо — …        яйцо — …
2. Один – много (множественное число)
индюшонок – индюшата     курица — …
цыпленок — …                    перо – …
клюв — …                             крыло — …
петух — …                             гусь — …
утка — …

3.  Подумай и ответь:
Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
 Сколько ног у двух кур?
 У кого ног больше – у курицы или у петуха?
 Кто (что) лишний и почему? Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
                                                   Перо, крыло, клюв, утка.

                                                   Курица, индюк, петух, гусь.


4.      «Назови правильно»:    (назови папу, маму и детёныша каждой птицы).
Петух, курица, цыплёнок.
Селезень, утка, утёнок.
Гусь, гусыня, гусёнок.
Индюк, индейка, индюшка.
5.     Составь слово из звуков:  

Ребята, послушайте звуки и соберите их в одно слово: (воспитатель называет звуки отрывисто, четко)

М,   А,   К.
К,    О,   Т
Кь,    И,   Т
Т,   О,   М
К,   О,   М
М,   У,   К,   А




Пятница

1. Пальчиковая гимнастика
ЦЫПЛЯТА
Есть у мамы курицы                        Дети показывают 5 пальцев .                          
Пять маленьких цыплят-
Желтых, пушистых, веселых ребят.
Первый цыпленок лапкой гребет,     Имитирует движения пальцами рук "гребет"
Второй вместе с мамой зерна клюет,    Смахивающие движения со стола.
Третий цыпленок играет с жуком,     "клюет" пальцы собраны в щепотку.
Четвертый нашел червяка под листом,    Ладонь одной руки вытянута, под ней "шевелится червяк" (указательный палец второй руки.
Пятый цыпленок  бежит помогать     Ритмично соединяют большой палец руки с остальными пальцами, сложенными вместе.
"Ку-ка-ре-ку! папе кричать.
2.     «Кто что делает?»
Педагог называет действия, свойственные данному животному, а дети его отгадывают.
- Клюёт, кудахчет - …
- Щиплет травку, крякает - …
- Кукарекает, дерётся - …
- Щиплет травку, крякает - …

3.     Отгадывание загадок о домашних птицах.

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
*
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?  (Петя-петушок)
*
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.  (Гусь)
*
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет.  (Утка с утятами)
*
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день.  (Индюк)
*
Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль».  (Голуби)
*

4.     Услышь звук К: (дети хлопают в ладоши, если слышат звук К)

Индюк.   Курица.  Птица.  Яйцо. Гусь. Утёнок. Цыплёнок. Голубь. Канарейка. Петух.

1 комментарий: