Лексическая тема «Новый год»
Побеседовать о том, какой праздник отмечают, что
он означает.
Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, - один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения - девятнадцатое столетие... Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг.
Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.
Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, - один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения - девятнадцатое столетие... Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг.
Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.
1. Загадки
– Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете,
о чем мы будем сегодня говорить.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она? (Новогодняя
елка)
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Кто же это? (Дед Мороз)
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок. (Новый
год)
2. «Составь
предложение»
– Ребята, я буду читать предложения, а вы послушайте,
найдите в них ошибки и назовите предложение верно.
Маска любит надевать Машу.Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.
3. Пальчиковая
гимнастика «На елке»
Мы на елке
веселились,
Ритмичные хлопки в ладоши.
Мы плясали и
резвились.
Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед
Мороз «Шагают»
средним и указательным
Нам подарки
принес.
пальцами по столу.
Дал большущие
пакеты,
«Рисуют» руками большой круг.
В них же – вкусные
предметы: Ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках
синих,
Загибают на обеих руках по одному
Орешки рядом с
ними,
пальчику, начиная с большого.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
4. Игра
«Какой? Какая? Какие?»
– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и
скажите как можно больше слов об этом предмете.
Снеговик (какой?) – большой, белый,
круглый, веселый…
Гирлянда (какая?) – новая, красивая,
блестящая, разноцветная…
Мишура (какая?) – блестящая,
новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая?) – красивая,
стеклянная, круглая, новогодняя…
Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный,
добрый, веселый…
Снегурочка (какая?) – красивая, добрая,
веселая…
5. Пересказ
рассказа
Новый год на пороге
Приближался любимый детский праздник – Новый год. А елка стояла в углу и
грустила. Оля посмотрела на елку и предложила:– А давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки.
Ребята согласились. Каждый из них взял ножницы, краски и цветную бумагу. Работали дети с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на елку свои работы. Елка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну и, конечно же, к ребятам пришел Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
6. Физкультминутка «Елочка»
Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами.
6. Один – много: (именительный падеж
множественного числа): шар – шары праздник — … елка — … гирлянда — … игрушка —
… хоровод — …
7. Есть – нет (родительный падеж единственного
числа): шар – нет шара праздник — … елка — … гирлянда — … игрушка — … хоровод —
…
8. Посчитай: один подарок, два …, три …, четыре
…, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …,
три…, четыре…, пять …
9. Работа с картинкой. Какой веселый
праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное
дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она
цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую
нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена?
Какие елочные игрушки есть у тебя дома? Из чего они сделаны?
10. Выполнить
задания:
Задание 1. Отгадать
загадку.
На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
Задание 2. Совместно с детьми вспомнить, сколько месяцев в году, и
повторить их названия.
Задание 3. Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал
новогоднюю елку».
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: елка
(какая?) — ..., праздник (какой?) — ..., елочные игрушки
(какие?) — ..., Дед Мороз (какой?) — ..., Снегурочка (какая?) —
..., ребята (какие?) — ..., подарки (какие?) — ....
Задание 5. Пересказать рассказ.
11. Прослушать
рассказ, обсудить:
Елка
В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в
красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень
понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз
зашевелился, голову поднял и громко спросил:
— Кто меня разбудил?
— Это я, Саша.
— Спасибо, Саша, а то я
чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
Задание 7. Выучить стихотворение.
Елка
Горит огнями елочка, под нею тени
синие,
Колючие иголочки, как будто в
белом инее.
Огни на елке яркие повсюду
зажигаются.
Во всех домах, по всей стране
ребята улыбаются. (Л.
Некрасова}
12. Ответь по образцу:
·
Игрушки для
украшения елки – какие7 – елочные.
·
Шары из
стекла – какие7 - ………….. (стеклянные)
·
Флажки из
бумаги – какие? - ………….(бумажные)
·
Зайцы из
пластмассы – какие7 - ……..(пластмассовые)
·
Флажки
разных цветов – какие7 - …….(разноцветные)
13. Закончи предложения, употребив слово
в нужной форме:
·
Мы решили
слепить снеговика.
·
Мы приделали
нос – морковку нашему …………..
·
Мы показали
соседям нашего ……………………
·
Мы играли со
………………………………
·
Мы
рассказали о ……………………….
14. Что ты будешь делать на новогоднем
празднике?
Буду
веселиться – (что сделаю?) повеселюсь
Буду
кружиться - …
Буду
радоваться - …
Буду
смеяться - …
Буду
наряжаться - …
15. Загадки
Она в тепле
оттаяла,
Расправила
иголочки,
Нарядим как
красавицу
Сейчас мы
нашу … елочку. С дедушкой Морозом рядом,
Блещет
праздничным нарядом.
Нам загадки
задаёт,
Водит
хоровод, поёт.
Из снежинок
курточка,
Это кто?.
Снегурочка
Кто ребят
под Новый год
Веселить не
устает?
Кто подарки
дарит детям?
Кто ребятам
всем на свете
Елку из лесу
привез?
Отгадайте!
….Дед Мороз Праздник к нам приходит ночью,
Хоть и
поздно это очень,
Звон часов,
двенадцать бьет,
Наступает.. Новый
год
16. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Новый
год»
Наступает Новый
год!
хлопаем в
ладоши
Дети водят
хоровод.
кисти
сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на
елке шарики,
Светятся
фонарики.
поочередно
соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Вот сверкают
льдинки,
сжимать и
резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся
снежинки.
легко и
плавно двигать кистями
В гости дед
Мороз идет,
маршируем на
месте
Всем подарки
он несет.
трем друг об
друга ладони
Чтоб подарки
посчитать,
Будем пальцы
загибать:
поочередно
хлопаем в ладоши – ударяем кулачками
1, 2, 3, 4,
5
по очереди
загибаем каждый палец
17.
Загадки:
Если лес укрыт
снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)
К нам домой под Новый
год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)
Елка в праздник Новый
Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).
Он и добрый, он и
строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)
Она
с дедушкой пришла,
Смех
веселье принесла.
Отводила
хоровод,
Привела
к нам Новый год.
(Снегурочка)
18.Закрепить
пальчиковую гимнастику «Новый год».
Раз, два,
три, четыре, пять.
Новый год
идём встречать.
Рядом с
ёлкой в Новый год
Дети водят
хоровод.
На ветвях
для детворы
Есть
гирлянды и шары,
Колокольчики
висят,
Ярко
лампочки горят.
К нам
приедет Дед Мороз
Привезёт
подарков воз.
И конфеток
2 мешка
Для меня и
для дружка.
|
(Загибаем
по одному пальчику на обеих руках)
(Пальчики
шагают.)
(Скрещиваем
пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)
(Кулачок-ладошка)
(Загибаем
по одному пальчику на обеих руках)
(Поглаживаем
«бороду»)
(«Рисуем в
воздухе круг»)
(Показываем
пальцы обеих ладоней)
(Прижимаем
ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)
|
ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Подарок – подарочек, подарочки
Шар – шарик, шарики
Звезда – звёздочка, звёздочки
Фонарь – фонарик, фонарики
Ёлка – ёлочка – ёлочки
Костюм – костюмчик и т.д.
Подарок – подарочек, подарочки
Шар – шарик, шарики
Звезда – звёздочка, звёздочки
Фонарь – фонарик, фонарики
Ёлка – ёлочка – ёлочки
Костюм – костюмчик и т.д.
ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка –снегопад….
Праздник – праздничный – праздновать…..
Ёлка – ёлочные – ёлочка …..и т.д.
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка –снегопад….
Праздник – праздничный – праздновать…..
Ёлка – ёлочные – ёлочка …..и т.д.
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Снег – белый, пушистый, мягкий, воздушный…
Снежки – белые, круглые, лёгкие….
Ёлка- красивая, нарядная, пушистая …
Костюм – новогодний, красочный …
Снег – белый, пушистый, мягкий, воздушный…
Снежки – белые, круглые, лёгкие….
Ёлка- красивая, нарядная, пушистая …
Костюм – новогодний, красочный …
ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.
Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.
19. Игра
«Подбери действие». Зима что
делает – приходит, наступает, морозит. Снег – валит , идет, покрывает, блестит,
хрустит, летит, падает. Снежинки- падают, кружатся, блестят, сверкают,
искрятся. Ветер – дует, свищет, метет. Бушует. Лед- блестит, сверкает. Дети –
катаются, лепят, веселятся, играют. Птицы — ищут корм, мерзнут, греются. Метель
– бушует, воет. Метет. 2. Игра «Составь предложение». К, мы. Приходить, Новый ,
год. Ребята, украсить, елка, красивый, бусы. С, небо, падать, пушистый,
снежинки. На, новогодний, елка, гореть, красный, звезда. Ребята, приготовить,
стихи, для, Дед Мороз.
20. Рассказ педагога. «Новый Год» Приближался любимый детский праздник
— Новый год. А елка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на елку и
предложила: « Давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки!»
Ребята работали с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы.
Ребята с гордостью повесили на елку свои игрушки. Елка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они
пели, танцевали и водили хоровод. Ну и конечно же, к ребятам пришел дедушка
Мороз с долгожданными подарками.
ОтветитьУдалитьсемена адениума и плюмерии
новый год