Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Понедельник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Вспомните,
каких зимующих птиц вы знаете.
(не менее 5). Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на
слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ,
ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.
4. Назови ласково:
СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - ……. (еще нескольких
птиц)
5. Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
6. Кто как разговаривает?
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –
7. Составь
предложения со словами СОРОКА,
ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки
летели белобокая сорока и крикливая ворона.) – с опорой на картинку.
8. Пересказ: Прослушайте текст, ответьте на вопросы
полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответить на вопросы: Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?
9. Объясните слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.
Вторник
1.
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
2.
3.
Игра « Подбери признак»
Воробей
(какой?) – серый, маленький, бойкий.
Ворона…
Голубь…
Синица…
Снегирь…
3. Игра « Кто как голос подает»
Ворона –
«кар-кар» — она каркает,
Воробей –
«чик-чирик» – он чирикает.
Голубь… -
Синица… -
Сорока..
-
4. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):
воробей, 2
воробья, 5 воробьев
голубь…
снегирь…
синица…
ворона…
5. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).
У вороны
клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
У
сороки
—
сорочий,
— сорочья.
У голубя
—
У совы
—
У воробья-
6. Игра «Сложи слово»
У синицы
жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.
У сороки
длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.
У вороны
черные крылья — значит она …
У голубя
сизые крылья – значит он …
У сороки
белая грудка – значит она …
7. Образование глаголов с помощью приставок.
Сова из
дупла (что сделала?) – вылетела.
Откуда
вылетела сорока? – из дупла.
Какое
«маленькое слово» помогло найти птицу? – «из».
Аналогично составлять с предложения и отвечать на вопросы:
Сова в
дупло… Куда
влетела сова?
Сорока над
поляной …Над чем пролетела сорока?
Голубь на
крышу… Куда прилетел голубь?
Воробей под
ветки … Куда подлетел воробей?
Ворона за
куст …Куда залетела ворона?
Ворона из-за
куста… Откуда вылетела ворона?
8. Игра «4 – лишний»
Голубь,
ворона, дятел, совенок.
Сорока,
воробей, петух, снегирь.
Петух, синица,
гусь, индюк.
Среда
1.Пальчиковая игра «Птички»
2. Артикуляционная гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
Птички
полетели,
(Большие
пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в
стороны, словно птичьи крылья, тыльной
стороной ладоней к себе)
Крыльями
махали.
(Махи
кистями рук)
На деревья
сели,
(Большие
пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в
стороны, словно птичьи крылья,
внутренней стороной ладоней к себе)
Вместе
отдыхали.
(Помахивать
ладонями)
3. Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации)
в форме загадок-описаний по схеме:
1. Кто это (это птица)
2. Какие части тела у неё есть?
3. Перелетная или зимующая?
4. Как называется дом?
5. Чем питается?
6. Как называют птенцов?
7. Как голос подает?
8. Какую пользу приносит?
4. Отгадай
загадки:
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя...? (Снегирь)
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя...? (Снегирь)
Верещунья – белобока,
А зовут ее... (Сорока)
А зовут ее... (Сорока)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? ... (Воробей)
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? ... (Воробей)
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её ... (Синичка)
У маленькой птички.
А зовут её ... (Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)
Белый бок, серый бок,
Воркует нежно ... (Голубок)
Воркует нежно ... (Голубок)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — ... (Свиристели)
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — ... (Свиристели)
5.Звуки К и Х: (разделить
детей на 2 команды - это птички, которые
ловят звуки – одна команда хлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая –
когда услышат Х :
Хвост, крыло, сорока, хохолок (оба
звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.
6. Изобразить движения под стихотворение:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Распустили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Пятница
1. Артикуляционная
гимнастика
2. Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
Ребята, в каких словах-названиях
птиц мы услышали звук Э ? Какой это звук? (гласный или согласный)? Каким цветом
мы будем обозначать его в словах? (красным).
3. Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение:
Покормите
птиц зимой!
Пусть со
всех концов
К вам
слетятся, как домой,
Стайки на
крыльцо.
Не богаты их
корма,
Горсть одна
нужна.
Горсть одна
–
И не страшна
Будет им
зима.
Столько
гибнет их,
Не счесть,
Видеть
тяжело!
А ведь в
вашем сердце есть
И для них
тепло.
Разве можно
забывать:
Улететь
могли,
А остались
зимовать
Заодно с
людьми.
Приучите
птиц в мороз
К своему
окну,
Чтоб без
песен не пришлось
Нам
встречать весну"
(А. Яшин)
4. Речь с движением «Кормушка»
(Дети подходят к воспитателю в центр группы)
Ребята
дощечки пилили, пилили (пилящие движения ребром ладони)
И дружно
кормушку для птиц мастерили (постукивание кулачками друг по другу)
В неё мы
насыплем для птиц угощенье (имитация движения кормления)
А чтобы на
птичий обед посмотреть
Чуть–чуть
отойдём и не будем шуметь. (Отходим назад и подносим указательный палец к
губам)
5. Игра
«Скажи наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой?
(короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой?
(короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой?
( маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — …?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
Комментариев нет:
Отправить комментарий