Поиск по этому блогу
среда, 21 февраля 2018 г.
среда, 14 февраля 2018 г.
вторник, 13 февраля 2018 г.
Развивающие речевые игры по теме: "Мебель"
Понедельник
1.
Пальчиковая
гимнастика
2.
Артикуляционная
гимнастика
3.
Назвать детали мебели: у стула –
спинка, сиденье, ножки; у кровати -. ; у стола -. ; у дивана; у шкафа -. и т.
д.
4.
Поиграть с детьми в дидактические игры:
.«Какой
– какая?». Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ:
-
Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)
-
Дом из камня. Какой? (Каменный)
-
Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)
-
Крыша из железа. Какая? (Железная)
-
Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)
-
Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)
«Что
такое?»:
стол,
за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на
котором готовят – кухонный;
полка
для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный.
5.
Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.
Дети
повторяют фразы за взрослым:
-
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.
-
НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.
-
ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.
-
СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.
-
ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.
-
ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.
-
ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.
-
ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.
6.
Загадать загадку. Объяснить отгадку. Выучить наизусть:
Под
крышей - четыре ножки, на крыше - суп да ложки. (Стол.)
7. Ответьте
на вопросы:
Где хранят
одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)
Где люди
обедают? (Люди обедают за столом)
На чем ты
сидишь? (Я сижу на стуле)
В чем можно
сидеть? (можно сидеть в кресле)
Где хранят
книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не
опускал предлоги.
8.
Потренируйтесь в употреблении предлогов. Возьмите игрушку и поставьте НА
стол. Спросите, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД
столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. и т.д.
9. «Из чего
какой?»Стол из дерева
(какой?)…………….
Стол из
пластмассы (какой?)……….
Шкаф из
фанеры (Какай?)………….
Кровать
из дуба (какой?)…………….
Комод из
березы (какой?)……………….
У шкафа
дверцы из стекла (какие?)…………
10. По
аналогии составить рассказ об одном из предметов.
Это шкаф. Он
большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки,
внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.
Придумать
загадку – описание о мебели.
Например. У
него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
Задание 11. Подбери признаки (не менее трех
признаков):
стол
(какой?) –…
кровать
(какая?) — …
кресло
(какое?) — …
Задание 12. Назови ласково:
стол —
столик
кресло — …
диван — …
стул — …
шкаф — …
кровать — …
Задание 14. Есть – нет (родительный падеж):
стена – нет
стены
окно — …
крыша — …
шкаф – …
кресло — …
диван — …
Задание 15. Образуй признаки (от предметов):
шкаф сделан
из дерева, значит он какой? – деревянный
стол из
пластмассы — …
стул из
металла — …
кресло из
кожи — …
Задание 16. Рассказать, какая мебель есть на
кухне, в спальне, в гостиной. (Составить описательный рассказ о каком-нибудь
виде мебели по выбору.)
Пример: Это
диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные
полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.
Грамматический
строй
17. «Один
- много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
18. «Назови
ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Вторник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Сколько
их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
4. «Для
чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того,
чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
5. «Найди
нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна ...для (стола)
Спинка нужна ...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны ...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати)
Подлокотники нужны ...для (кресла, дивана)
Крышка нужна ...для (стола)
Спинка нужна ...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны ...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати)
Подлокотники нужны ...для (кресла, дивана)
6. «Из
чего сделана мебель?» (образование
относительных прилагательных)
Мебель из кожи - кожаная
Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ...
Мебель сплетена - ...
Мебель из пластика - ...
Мебель из металла.
относительных прилагательных)
Мебель из кожи - кожаная
Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ...
Мебель сплетена - ...
Мебель из пластика - ...
Мебель из металла.
Связная речь
7.
Составление рассказа - описания «Опиши свою комнату (гостиную, спальню, кухню)»
Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа,
слева, посередине и т.д.
8. Раздели
на слоги слова: Комод,
диван, кровать, стол, табурет. Составь в тетради схемы слов: КОМОД, ДИВАН,
ШКАФ.
9. Расскажи,
из какого материала делают мебель. Как называется профессия человека, который
изготавливает мебель. Перечисли инструменты , которые нужны ему для работы.
10. Ответь
по образцу:
• Шкаф из
дерева - деревянный
• Стол из пластмассы –
• Кровать их металла –
• Дверцы из стекла –
• Стул из дуба –
• Диван из кожи –
• Стол из пластмассы –
• Кровать их металла –
• Дверцы из стекла –
• Стул из дуба –
• Диван из кожи –
11. Вставить
предлоги:
• Костя
поставил тарелку ___ стол.
• Маша взяла шарф _____ шкафа.
• Картина висит ____ столом.
• Мяч закатился _____ диван.
• Вася достал мяч _______ дивана.
• Бабушка сидит _____ кресле.
• Маша взяла шарф _____ шкафа.
• Картина висит ____ столом.
• Мяч закатился _____ диван.
• Вася достал мяч _______ дивана.
• Бабушка сидит _____ кресле.
12.
Прослушай внимательно, повтори по памяти: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, ПОЛКА.
• Назови эти предметы одним словом. (Мебель)
• Определи количество слогов в этих словах.
• Вспомни, какую мебель ты еще знаешь.
• Расскажи, кто делает мебель. (Столяр).
• Из каких материалов ее можно изготовить. (Из дерева, металла, железа, пластмассы, кожи)
• Назови эти предметы одним словом. (Мебель)
• Определи количество слогов в этих словах.
• Вспомни, какую мебель ты еще знаешь.
• Расскажи, кто делает мебель. (Столяр).
• Из каких материалов ее можно изготовить. (Из дерева, металла, железа, пластмассы, кожи)
13.
Проговори из чего сделана мебель, какая она?
• Стол из дерева – деревянный стол
• Стул из пластмассы –
• Кровать из железа –
• Кресло из кожи –
• Стол из дерева – деревянный стол
• Стул из пластмассы –
• Кровать из железа –
• Кресло из кожи –
14. Выучить
части мебели (У СТУЛА -
спинка, сиденье, ножки; У СТОЛА – ножки, столешница; У КРЕСЛА - спинка,
сиденье, ножки, подлокотники). Уметь их показать.
15. Назови
«ласково»: стол –
столик, стул - …………., шкаф - …….., кровать - ………., кресло - …………
16.
Проговорить и продемонстрировать действия:
• Положи мяч
на стул – Я положил мяч НА стул. Я взял его со..
• Положи мяч за стул – Я положил….. Я взял его…. (откуда?)
• Положи мяч около стула – …..
• Положи мяч под стул – …….
• Возьми мяч из – под стула -….
• Положи мяч за стул – Я положил….. Я взял его…. (откуда?)
• Положи мяч около стула – …..
• Положи мяч под стул – …….
• Возьми мяч из – под стула -….
17.
Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?
Какая мебель
стоит в коридоре, в детской комнате.
Для чего
мебель нужна?
Разобрать из
каких частей состоит стол (крышка, ножки), стул, шкаф, кресло.
Образовать
прилагательные от существительных.
Табурет из
дерева – деревянный табурет, шкаф из дерева, стул из пластмассы, кровать из
металла, диван с обивкой из плюша, столик из стекла.
18.Скажи
наоборот.
Чисто,
высоко, мокро, легко, широко, мягко, большой, острый, старый, младший, детский.
19.Скажи ласково.
Диван,
кровать, стол, стул, шкаф, тумба, кресло, табурет.
Один – много
Диван –
диваны – много диванов, стул, стол, кровать, шкаф, кресло.
Среда
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3.
Употребление
предлогов. Воспитатель читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает
нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.
Ваза стоит …
полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля
ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.
4.Ответь на
вопросы:
Диван,
кровать, шкаф, стол, стул… - что это? Кто делает мебель? Где делают мебель? Для
кого и чего нужна мебель? Где она стоит?
5. Придумай
свою загадку про мебель по плану:
Какая это
мебель? (кухонная, гостиная, спальная, детская..)
Части
предмета
Материал,
цвет, форма,
Для чего
нужна?
6. Загадки.
Не зря в
квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,
Уроки делаю,
читаю,
Но никогда
не засыпаю. (Стол)
В кухне
нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)
На нём
сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)
Михаил
Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)
Лёг в большущую… (Кровать)
7.Физкультминутка.
- Давайте
встанем и немного разомнемся. Дети выполняют упражнения, имитируя действия
мастера.
Мы ребята –
мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
8. Упражнения
в использовании существительных с уменьшительными суффиксами.
Сейчас мы с
вами поиграем в игру. “Большой – маленький”. Я буду называть большой предмет,
например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
- У меня
большая кровать, а у вас маленькая…(кроватка)
- У меня
большой диван, а у вас маленький…(диванчик)
- У меня
большой стол, а у вас маленький… (столик)
-У меня
большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)
9. Сравнение
предметов.
- Давайте
представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою
квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам
необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И
на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки,
спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются?
(У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий;
стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно
поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло куда можно
поставить? (Только в гостиную). Прежде, чем идти за покупкой, надо решить для
какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.
10. Сядет тот (встанет), кто подберет
предмет мебели к моему признаку.
Кухонный –
(гарнитур, стол, шкаф, сервант);
Офисный –
(стол, стул);
Спальный –
(гарнитур);
Гостиный –
(стол);
Деревянная –
(кровать, тумбочка, банкета, тахта, кушетка, скамейка);
Пластмассовый
– (стол, стул);
Книжная –
(полка);
Мягкий –
(диван);
Обеденный –
(стол);
Деревянные –
(шкафы);
Кухонные –
(серванты, шкафы);
Удобное –
(кресло);
Красивые –
(пуфики);
Кухонная –
(тумба, полка);
Деревянный –
(сервант, стол, трельяж);
Журнальный -
(стол);
Письменный -
(стол).
Четверг
1. Пальчиковая
гимнастика
2. Артикуляционная
гимнастика
3. Игра «Скажи, наоборот» - с мячом.
Моя кровать
новая – а моя кровать старая;
Моя кровать
широкая, а моя кровать узкая;
Моя кровать
большая, а моя кровать маленькая;
Моя кровать
длинная, а моя кровать короткая;
Моя кровать
низкая, а моя кровать высокая;
Моя кровать
легкая, а моя кровать тяжелая;
У моей
кровати матрац мягкий, а у моей кровати матрац твердый;
У моей
кровати полировка светлая, а у моей кровати полировка темная.
4. Как вы
думаете, для чего нужна мебель?
Для того
чтобы было нам удобно и комфортно.
Для чего
нужны стулья? (сидеть, читать),
Для чего
нужен стол? (кушать, писать, рисовать, делать разные дела).
Для чего
нужна кровать? (спать, лежать, отдыхать).
Для чего
нужен шкаф? (хранить, вешать).
Для чего
нужна полка? (ставить).
5. Гимнастика для пальцев
Раз, два,
три, четыре, пять,
Будем мебель
мы считать:
Кресло,
стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф,
кровать, банкетка
6. Игра «Доскажи словечко»
Развитие грамматического
строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных.
Костя в
комнату вошел
И поставил
сок на… (стол).
Всем
детишкам по конфете
Взял из
вазочки…. (в буфете).
Маша в
комнату впорхнула,
Шарф и плащ
взяла… (со стула).
Катя вынула
жирафа
Мяч и
гномика… (из шкафа).
Закатила
барабан
Наша Оля…
(под диван).
На портрете
– Аня с бантом,
А портрет
тот… (над сервантом).
Книжку новую
Ивана
Я достал
(из-под дивана).
Если хочет
Миша спать
Он приляжет…
(на кровать).
Чтобы ноги
отдохнули
Посидим
чуть-чуть (на стуле).
Почитать
хотим мы если,
То
развалимся мы (в кресле).
7.
Физминутка
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши,
поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд,
сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их
вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд,
развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо,
руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо,
руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
( две руки согнуть в локтях, вытянуть их
вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)
8.
Загадки
С ногами, а
без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
Кресло
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
Кресло
Под крышей —
четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
Стол
А на крыше — суп да ложки.
Стол
В раздевалке
я служу,
На весу пальто держу.
Вешалка
На весу пальто держу.
Вешалка
Все одеть ее
хотят,
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки.
(Вешалка)
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки.
(Вешалка)
Она меня
впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время — под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять:
На миг заглянет в коридор —
И в комнату опять.
Дверь
И выпускает вон.
В ночное время — под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять:
На миг заглянет в коридор —
И в комнату опять.
Дверь
Одной ручкой
всех встречает,
Другой ручкой провожает.
Дверь
Другой ручкой провожает.
Дверь
В квартире
нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…
Буфет
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…
Буфет
Свысока он
смотри вниз:
В нем и новенький сервиз,
И старинная посуда,
И ножей, и вилок груда.
Здесь одежды только нет:
Это все-таки…
(Буфет)
В нем и новенький сервиз,
И старинная посуда,
И ножей, и вилок груда.
Здесь одежды только нет:
Это все-таки…
(Буфет)
Если ты
устал играть,
То ложишься на…
Кровать
То ложишься на…
Кровать
Днем спит на
ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
Кровать
А по ночам там спит – Андрюшка.
Кровать
Меня в
комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
Шкаф
А открыв меня, зиму с летом встретит.
Шкаф
Я удобный,
очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
Диван
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
Диван
Четыре брата
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.
Стол
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.
Стол
С ногами —
без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
Стул
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
Стул
Здесь и
вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
Шкаф
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
Шкаф
Я хозяйкам
очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я…
Сервант
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я…
Сервант
Длинный
парень у стены,
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят.
Вешалка
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят.
Вешалка
Не тахта и
не диван.
Не кровать и не топчан,
Но на ней порой у Кости
Сладко спят наши гости.
А когда поспят немножко,
Соберут ее гармошкой
И до ночи каждый раз
Уберут подальше с глаз.
Раскладушка
Не кровать и не топчан,
Но на ней порой у Кости
Сладко спят наши гости.
А когда поспят немножко,
Соберут ее гармошкой
И до ночи каждый раз
Уберут подальше с глаз.
Раскладушка
Я на стол
чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
Табуретка
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
Табуретка
Не смотрел в
окошко —
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
Зеркало
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
Зеркало
Словно
праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
Обувная полка
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
Обувная полка
У него
четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
(Обеденный стол)
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
(Обеденный стол)
На него
садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(Кресло)
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(Кресло)
Четыре
ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок –
Перинка для Иринки.
(Кровать)
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок –
Перинка для Иринки.
(Кровать)
Всех в
объятья принимает –
И баюкает, качает.
(Кресло-качалка)
И баюкает, качает.
(Кресло-качалка)
У него спина
большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)
Есть спина,
а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)
На него ты
сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул)
Коль к столу позвали есть.
(Стул)
Развивающие речевые игры по теме: "Продукты питания"
Лексическая тема: «Продукты питания»
Понедельник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Рассмотреть с детьми продукты питания в течение недели, обсудить их состав и пользу (мясо, колбаса, пельмени, курица, утка,
молоко, творог, масло, кефир, сметана, йогурт, сыр, сливки, рыба, овощ, фрукт,
хлеб, батон, макароны, пряники, пирожное, торт, сушка, манка, пшено, рис,
гречка, суп, борщ, пюре, котлеты, каша, соль, сахар, сок, чай, кофе, какао,
яйцо, конфета, и т.д.)
Задание №4. Дидактич\игра: «Мой? Моя? Мое? Мои?» -
сказать до 5 слов
-Про какие продукты можно сказать: «Мой»? – батон,
хлеб,…..
-Про какие продукты можно сказать: «Моя»? – сушка,
каша, ……
-Про какие продукты можно сказать: «Мое»? – пирожное,
яйцо, …….
-Про какие продукты можно сказать: «Мои»? – котлеты,
макароны, сливки,……
Задание №5. Д\игра: «Какая каша» (суп).
Каша: из пшена – пшенная, Суп: из рыбы – рыбный,
из гороха – гороховая, из мяса – мясной,
из манки – манная, из молока – молочный,
из пшеницы – пшеничная, из курицы – куриный,
из риса – рисовая; из овощей – овощной;
Задание №6. Д\игра: «Что из чего сделано?»
Что сделано из мяса, молока, муки? Какие бывают
продукты? (молочные, мясные, мучные изделия)
Задание №7. Д\игра: «Сосчитай до пяти» (шоколад,
пряник, конфетка)
Один батон, два батона, …, пять батонов;
Одна булка, две булки, …, пять булок;
Задание №8. Выучить стихотворение
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ним тоже.
(И. Токмакова)
Задание №9. Составить рассказ: «Как я сходил в
продовольственный магазин».
Задание
10. Обсудить пословицы о здоровье и
здоровом питании.
1.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
2.
Не ложись сытым – встанешь здоровым.
3.
Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
4.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
5.
В здоровом теле – здоровый дух.
6.
Здоров будешь – всё добудешь.
7.
Горьким лечат, а сладким калечат.
8.
Лучше иногда недоедать, чем постоянно переедать.
9.
От сладкой еды – ничего не жди, кроме беды
Вторник
1.
Пальчиковая гимнастика
2.
Артикуляционная гимнастика
3. Вредно-
полезно». Правила игры таковы:
если я буду называть полезные продукты - вы показываете большой палец
вверх – Во!, если вредные – вы показываете палец вниз – Фу!.
(соки,
шоколад, орехи, леденцы, фрукты, «Кока-кола», чизбургер, супы, лук,
торты, чипсы, гамбургер, хлеб, творог, суп роллтон, кефир, лимонад, попкорн,
мороженое, рыба, каша, чеснок, овощи, «фанта», мясо, молоко, морепродукты,
ягоды, печенье, котлеты, блины).
4.Стихотворение о здоровом
питании. Послушать и обсудить
Чтобы
быть всегда здоровым,
Бодрым,
стройным и веселым,
Дать
совет я вам готова,
Как
прожить без докторов.
Надо
кушать помидоры,
Фрукты,
овощи, лимоны,
Кашу
– утром, суп – в обед,
А
на ужин – винегрет.
Надо
спортом заниматься,
Умываться,
закаляться,
Лыжным
бегом увлекаться
И
почаще улыбаться.
Ну
а если свой обед
Ты
начнешь с кулька конфет.
Жвачкой
импортной закусишь,
Шоколадом
подсластишь,
А
потом на целый вечер
К
телевизору засядешь
И
посмотришь по порядку
Сериалов
череду,
То
тогда наверняка
Ваши
спутники всегда –
Близорукость,
бледный вид
И
неважный аппетит.
5. «Назови, какие ты знаешь продукты»
- Что делают из молока?
Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса?
Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки?
Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки,…
Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса?
Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки?
Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки,…
6.«Какие бывают продукты?»
Как называются продукты из молока. – Молочные продукты.
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.
Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.
Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.
7.«Что из чего?»
Что можно приготовить
из молока – молочную кашу, творог, масло…,
из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …
из овощей – салат, суп, овощное рагу,…
из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …
из молока – молочную кашу, творог, масло…,
из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …
из овощей – салат, суп, овощное рагу,…
из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …
8. «Какая бывает каша?»
- Скажи, как называется каша.
из риса – Из риса - рисовая каша
из пшена – Из пшена - пшенная каша
из гречки – Из гречки - гречневая каша
из овса – Из овса - овсяная каша
из манки – Из манки - манная каша
- Скажи, как называется каша.
из риса – Из риса - рисовая каша
из пшена – Из пшена - пшенная каша
из гречки – Из гречки - гречневая каша
из овса – Из овса - овсяная каша
из манки – Из манки - манная каша
9.«Подбери слова-признаки»
хлеб (какОЙ?) – пшеничный, ржаной, белый, черный,
свежий, мягкий, вкусный, …
мороженное (какОЕ?) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное,…
конфета (какАЯ?) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная,…
мороженное (какОЕ?) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное,…
конфета (какАЯ?) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная,…
10.«Назови магазин / отдел магазина»
- Скажи, как называется магазин, в котором продают
продукты. – Это продуктовый магазин.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.
11.«Что делают с продуктами?»
- Скажи, что делают с продуктами.
Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят,…
Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят,…
12.«Что где лежит?» (предлоги)
(с использованием картинок или показа действий)
- Где стоит молоко?
Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)
- Откуда ты взял хлеб?
Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).
- Куда ты положил мясо?
Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).
- Что ты сделал(а) с молоком?
Я налил(а) молоко из пакета в стакан. И т.п.
- Где стоит молоко?
Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)
- Откуда ты взял хлеб?
Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).
- Куда ты положил мясо?
Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).
- Что ты сделал(а) с молоком?
Я налил(а) молоко из пакета в стакан. И т.п.
Среда
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Сравни продукты»
Молоко жидкое, а сметана густая.
Хлеб мягкий, а сухарь жесткий.
Мороженное холодное, а пирог горячий.
Конфета сладкая, а лук горький.
Хлеб мягкий, а сухарь жесткий.
Мороженное холодное, а пирог горячий.
Конфета сладкая, а лук горький.
4.«Посчитай от 1 до 10 и обратно»
один пакет молока, два …, пять…
один батон хлеба, два…,.. пять…
одна пачка сливочного масла, …
одна бутылка растительного масла, две…
один батон хлеба, два…,.. пять…
одна пачка сливочного масла, …
одна бутылка растительного масла, две…
первая конфета, вторая …., пятая….
первое мороженное, …пятое…
первый сухарь, … И.т.д.
первое мороженное, …пятое…
первый сухарь, … И.т.д.
5. «Что ты видел в магазине?» (винительный падеж)
«Что ты купил?»
«Что ты купил?»
Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ,…
Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …
Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …
6. «Чего нет в магазине?» (родительный падеж)
В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ,…
7.«Назови ласково»
масло – маслице
хлеб – хлебушек
сметена – сметанка
кефир – кефирчик
булка – булочка
сосиска – сосисочка
хлеб – хлебушек
сметена – сметанка
кефир – кефирчик
булка – булочка
сосиска – сосисочка
8.«Один – много»
- Скажи, чего много в магазине. – В магазине много конфет, баранок, сухарей, молока, ….
9.«Расскажи», «Загадай –КА»
Составление рассказов о продуктах питания.
План составления рассказа:
- Что это?
- Какой вид продукта?
- Как производят?
- Где продают (в каком отделе?)
- Что готовят?
- Нравится ли тебе?
- Что это?
- Какой вид продукта?
- Как производят?
- Где продают (в каком отделе?)
- Что готовят?
- Нравится ли тебе?
Образец рассказа. «Торт»
Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают
из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я
люблю торт: он красивый и вкусный.
10.ЗАГАДКИ
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Сидит на ложке
Свесив ножки.
(лапша)
Свесив ножки.
(лапша)
Может свариться,
Может разбиться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(яйцо)
Может разбиться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(яйцо)
Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот сдобряет.
(сахар)
В чашке нашей тает,
Чай, компот сдобряет.
(сахар)
Отдельно – я не так вкусна
Но в пище – каждому нужна.
(соль)
Но в пище – каждому нужна.
(соль)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(молоко)
Бело, а не снег.
(молоко)
Начинается на «К», -
Пьем продукт из молока.
(кефир)
Пьем продукт из молока.
(кефир)
11. Упражнение «Жадина»: Представь, что
это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «моё»,
«мои». (Мой сыр. Моя булочка. Моё молоко. Мои сосиски. И т.д.).
12. Упражнение «Из чего - какой?»: Для
приготовления блюд повар использует разные виды масел. Назови их.
Образец:
Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное).
Масло из кукурузы-… Масло из оливок -…
Масло из сои-… Масло из
сливок-…
Четверг
1.
Пальчиковая гимнастика
2.
Артикуляционная гимнастика
3.
Назови блюда правильно. Образец: Салат из овощей – овощной.
Каша из гречневой крупы-….
Запеканка из творога-….
Пюре из ягод -… Сок их
фруктов-….
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Дополнить
предложения словами-признаками.
Молоко
жидкое, а сметана-….
Творог
мягкий, а сыр -….
Батон
горячий, а эскимо -….
5. Упражнение «Четвёртый лишний»: Послушай слова
и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
Тарелка,
вилка, хлеб, нож.
Вафли,
чашка, баранка, сухари.
Творог,
сыр, йогурт, колбаса.
6.
Дидактическая игра «Какое это блюдо?» Какой суп из гороха? - гороховый (из
фасоли, рыбы, курицы, грибов, овощей).Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки,
риса, перловки, гречки, …) Какой сок из … (моркови, груши, апельсина, огурца,
…).
7.
Упражнение «Посуда-помощница». Режет овощи – овощерезка, варит кофе
(сок) - …, рубит мясо - …, мелет кофе - …, чистит картофель - … .
8.
Игра «Что где лежит?». В какую посуду кладут … (хлеб, перец, салат,
конфеты, соль, селёдку, масло). Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку,
масленку, сухарницу)? Что наливают в супницу (молочник, соусницу, кофейник,
чайник)?
9.
Игра «Весёлый счёт».
Одна жареная котлета, две жареные котлеты, …, пять жареных котлет. Один острый
нож, два острых ножа, …, пять острых ножей.
10.
Игра «Накроем стол для куклы Кати» (назови ласково). Суп – супчик, масло –
маслице, печенье – печеньице, творог – творожок, хлеб – хлебушек, варенье –
вареньице; чайник – чайничек, ложка – ложечка, …
Задание
11. Игра « Покупаем посуду». Посуда из стекла какая? – стеклянная,
что может быть стеклянным? Посуда из … (металла, керамики, фарфора, глины,
пластмассы, чугуна)
Задание
12. Составление рассказа – описания по плану: Что это? Из чего сделана? Цвет,
форма, величина. Для чего нужна? Где можно приобрести?
Задание
13. Отгадай и выучи загадки:
а)
Если я пуста бываю, про тебя я забываю, Но когда несу еду, мимо рта я не
пройду. (Ложка)
б) Из горячего колодца через нос водица
льётся. (Чайник)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)