Младенец в детском
саду: за и против
ЗА
1. Решение проблемы присмотра и ухода за ребенком до 1
года (занятость родителей или отсутствие
помощи со стороны семьи).
2. Раннее психолого-педагогическое сопровождение
ребенка и консультирование родителей.
3.Ранняя социализация, повышение адаптивных
механизмов, стрессоустойчивости, возможность
широкого познания мира.
ПРОТИВ
1. Родители снимают с себя ответственность за гармоничное развитие своего
ребенка.
2. Отсутствие условий в ДОО для создания групп
младенческого возраста.
3.
Нарушение правильных отношений
между организмом ребенка и внешней средой.
В дошкольную организацию принимаются
дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. (1.8. СанПиН 2013 г.)+ ФГОС ДО
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Закон об образовании РФ и Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивают, что дошкольное
образование должно быть направлено на разностороннее развитие детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Согласно ФГОС
ДО, в саду могут открываться группы для
самых маленьких детей: и одна из них - первая группа детей раннего возраста (от
рождения до года).
Наша страна подписала международные
документы, относящиеся к образованию детей дошкольного возраста, в том числе
приняла положения Программы ЮНЕСКО – «Образование для всех» (ОДВ). В документах
ЮНЕСКО большое внимание уделяется дошкольному образованию, которое называется прочной
основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться
с рождения. Так ли это, давайте с
вами подумаем над этим вопросом.
1. Итак,
первое «За» пребывания младенца в
детском саду - это решение проблемы
присмотра и ухода за ребенком при занятости родителей или отсутствия помощи со
стороны семьи. Мама может выйти на работу.
Пожалуй, это преимущество раннего отрыва малыша от дома. Я думаю, вы со мной
согласитесь.
2.
Но
есть и другая сторона. «Против» - Родители зачастую снимают
с себя ответственность за гармоничное развитие своего ребенка. Возрастают их
ожидания и требования, и это влечет невыполнение своих обязанностей. Мама имеет возможность
сменить обстановку и «отдохнуть», забывая о своей главной роли. Родители
порой считают, что гораздо понятнее и привычнее отдать ребенка чужим людям –
пусть научать его общаться, семья для этого «не годится». Заметьте – абсолютно
чужой человек должен научить вашего ребенка самому главному – быть человеком в
обществе.
3.
Вернемся
к плюсам: «ЗА» - Раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка и консультирование родителей.
Безусловно, своевременная диагностика
способствует выявлению возможных проблем в развитии. Мы знаем, что должны
соблюдаться возрастные этапы развития ребенка. Мы, педагоги, специалисты, помогаем
родителям вовремя обратить внимание на эти самые возможные проблемы.
Наша роль состоит в обеспечении
психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка,
способствующего (обогащению) амплификации детского развития, благоприятной
адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе
удовлетворения жизненных потребностей.
Обязательными условиями в этом периоде
являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной
культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии
с современными психолого-педагогическими представлениями содержание образования детей должно быть интегрированным. И
дошкольное учреждение может это обеспечить.
4. Но! готовы ли образовательные организации к этому? «ПРОТИВ» - Отсутствие
условий в ДОО для создания групп младенческого возраста – это определенная
проблема. Далеко не в каждом саду есть материально-техническая база, оснащение
групп, ППРС, предусмотрено питание для младенцев и т. д. (СанПиН).
5. Что же будет являться еще одним
аргументом «ЗА» пребывание малышей в
детском саду? - Ранняя социализация,
повышение адаптивных механизмов, стрессоустойчивости, возможность широкого познания мира. Именно
раннее отправление в ясли может спровоцировать скачок в речи, улучшение навыков
самообслуживания, научит кроху общения со сверстниками. А как же болезни?-спросите
вы. Можно сказать, что это закалка для иммунитета? Некоторые
специалисты утверждают: для нормального иммунитета ясли не помеха, а первые,
«адаптационные» болезни – временное явление.
6. «ПРОТИВ» - Нарушение
правильных отношений между организмом ребенка и внешней средой. Мы
рассматриваем адаптацию детей к условиям детского сада с позиции установления
наиболее правильных отношений между организмом и средой. Нарушение этих
механизмов снижает приспособительные
возможности организма ребёнка и ведёт к деформации функций тех или иных
органов. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным
нарушениям его поведения и развитию отрицательных
реакций. Переход из семьи в детский сад для многих малышей означает резкое
нарушение привычек, ломку сложившегося стереотипа.
Ребенок начинает
часто болеть. Психосоматическая теория болезней уже признана
многими врачами, а в отношении детей она проявляется на все сто. Нельзя не отметить и пользу грудного вскармливания, его незаменимость и
важность, а ведь у многих мам этот процесс завершается гораздо раньше положенного,
по многим причинам, в том числе, в связи с отдалением от малыша.
Вдобавок, что тоже
немаловажно, чем меньше ребенок, тем слабее его собственный иммунитет. Отсюда –
риск инфекционных, респираторных заболеваний.
И самое важное - малышу
будет некомфортно и грустно без мамы. Все психологи твердят: до года
ребенок чувствует себя с мамой единым целым и хочет быть с ней рядом 24 часа в
сутки! Посторонний человек никогда не заменит родную маму.
Вывод:
Уважаемые коллеги, считаю, нет единого мнения на этот счет. Вопрос остается
открытым, неоднозначным. В любом случае, государство готово предоставить
родителям и их детям младенческого возраста условия для полноценного развития
(существуют образовательные программы, включающие раздел СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с детьми от 2 мес. до 1 года),
но решение в вопросах воспитания и ухода за ребенком всегда остается за
родителями! И мы, педагоги, специалисты, должны не забывать поддерживать их, учить оставаться родителями, выполнять свои
обязанности, как полноценных участников образовательного процесса. Если у мамы
нет возможности сидеть с малышом, то
решение очевидно – детскому саду быть. Но в таком случае задача
ДОО - повышение педагогической абилитационной компетентности
родителей ребенка. И это одно из главных условий эффективного и поступательного
развития малыша.
Ведь самое
главное для нас всех – это здоровые, счастливые дети!
Спасибо за внимание!