понедельник, 15 января 2018 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Обувь"

Похожее изображение

Лексическая тема: «Обувь»
Понедельник
1.      Пальчиковая гимнастика
2.      Артикуляционная гимнастика
3.      Обратить внимание детей на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду осенью и зимой;
 — объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную обувь, головные уборы;
 — объяснить понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
 — спросить у детей: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, туфли, ботинки, а летом — шлепки, босоножки?»;
 — совместно с детьми внимательно рассмотреть одежду, обувь и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
Ответить на вопросы:
Что надевают  на ноги? (Обувь.)
Какую обувь ты знаешь? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, босоножки.)
Во что обуваются осенью? Почему осенью нужна непромокаемая обувь? Что надевают зимой?  (Осенью надевают ботинки или сапоги. На улице сыро и холодно.. и т.д.)

4.      Назвать осеннюю и зимнюю одежду, обувь и головные уборы.

5.      Отгадать загадки (картотека).

 Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.
 Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли)

Если дождик, мы не тужим — бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

6.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Босоножки, резиновые сапоги, куртка, туфли.
Сандалии, туфли, сапоги, брюки.
Обувь моют, стирают, носят, протирают.
Обувь шьют, моют, гладят, чистят.

7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).
 Моя сапоги, мой шапка, моя туфли моё перчатки, мои шарф...

8. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины — резиновые сапоги;
 шапка из шерсти — шерстяная;
туфли из кожи — кожаные...
тапки из меха -….
 сапоги из замши - …

9. Пересчитать предметы(согласование существительных с числительными):
один сапог, два сапога,…пять…
 одна тапка, две тапки ... пять тапок;
один ботинок, два ботинка ... пять ….
 одна кроссовка, две кроссовки, ….пять…


Вторник
1.      Пальчиковая гимнастика
2.      Артикуляционная гимнастика

3. Ответить на вопрос:«Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

4. Составить описательный рассказ об осенней или зимней  обуви (по выбору).

 Это ботинки. Это теплая обувь.  Их носят весной или осенью. Они  красного цвета. У них есть шнурки. Они сделаны из кожи.  Ботинки  можно носить в дождь или снег. Их сшили на фабрике (в мастерской). Если они порвутся, их сможет починить сапожник.

5. Проговорить потешки:
Туфли новые для Вали, их еще не надевали.
Для Аришки — босоножки, чтобы бегать по дорожке.
У Машеньки на ножках новые сапожки.
У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки.

Задание 6.
Игра с мячом «Назови ласково»:
туфли — туфельки,
 тапки — тапочки,
ботинки — ботиночки,
 сапоги — сапожки…. И т.д.

Задание 7.
«Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на.
Рукавицы наденем на... (руки).
Шарф наденем на... (шею).
Шапку наденем на... (голову).
Сапожки наденем на... (ножки).
Перчатки наденем на... (руки).
Носки наденем на... (ножки).
Кепку наденем на... (голову).

 Задание  8.Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».[Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]
Посчитаем в первый раз,                         Попеременно ударяют по столу и хло­пают в ладоши.
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки         На каждое название обуви загибают пальчики,      начиная с  больших,  одновре­менно на обеих руках.
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

9. Игра «Подбирай, называй, запоминай»
Цель:уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.
Обувь на фабрике (что делают?) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) – выбирает, примеряет, покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает?) – моет, чистит, вытирает, сушит.


Среда  «Обувь. (Буква Л. Звуки Л – Ль)»

1.      Пальчиковая гимнастика
2.      Артикуляционная гимнастика
3.      Игра «Прохлопай по слогам»  (словарь по теме).
Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ».
 Всюду, всюду мы вдвоем                   (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)
 Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,                            (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
 Будем там тихонько спать.                   (Укладывают ладони на стол.)
4.      Стихотворение «Обувь».
Обувь носим на ногах.
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она.
Обувь всякая важна.
• Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах).
• Чем похожа вся обувь? Чем отличается?
• Для чего нужна обувь человеку?
• О какой обуви говорится в стихотворении?
• Какую обувь еще вы можете назвать?
• Из чего делают обувь?
• Как надо выбирать обувь по сезону? К разной одежде?
• Как надо ухаживать за обувью? Почему?

5. Выучите загадку.
Шьют изделия эти
Обычно из кожи.
На пару друзей
Они очень похожи.
У них есть подошва,
Шнурки иль застежки,
И люди их носят только на ножках. (Обувь.)

Задание №6   Игра « Четвертый лишний »
Майка, шорты, сандалии, куртка
Тапки, ботинки, шарф, сапоги….
Ботинки,  шапка, туфли, валенки


7.Прослушайте внимательно, повтори по памяти: ТУФЛИ, ТАПКИ, САПОГИ, КЕДЫ.
- Назовите одним словом, что это (Обувь)
- Какую обувь вы еще знаете?
- Покажите и назовите части обуви: КАБЛУК, ПОДОШВА, МОЛНИЯ, ШНУРКИ, ЯЗЫЧОК.
- Из какого материала может быть сделана обувь? (Из резины, кожи, замши, меха)

8.Скажи по образцу:
Ботинок – ботинки, сапог - ………., кроссовка - ………., туфля - ……., тапка - …….

9. Скажи по образцу:
• Большие ботинки, а маленькие ботиночки.
• Большие сапоги, а …………………………
• Большие туфли, а …………………………

10. Подбери определения (3 слова):
• Сапоги (какие?) – кожаные, красивые,……….
• Валенки - ……………………………………….
• Туфли - ………………………………………….

11. Сравниваем звуки - Звук [Л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки  к бугорочкам  и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».
Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.  
Звук  [Л']:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
На  письме эти  звуки  обозначаются буквой Л  (Знакомство  с буквой Л)

Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»     О.Гофман

Алфавит продолжит ваш
Буква Л — лесной шалаш.    В.Степанов

12. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л'], Топни  ногой  если  услышишь  звук[Л]»:
ль, мь, бь, л...; ля, лю, ми, ал, ла...; аль, амь, пла, улы...;  лист, Поля, машина, угол ...

13.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог
ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила
ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...
Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:
Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

14. Повторить  чистоговорки:
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стол стоит в углу.
Ул-ул-ул — у нас сломался стул.
Ля-ля-ля — зеленые поля.
Ли-ли-ли — малину мы несли.
Лю-лю-лю — малину я люблю.
Ле-ле-ле — еду на осле.

15.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л']), и определить его место в слове.
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6.Физминутка 
Буквой л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.

8. Д/и « Домики»
Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л’] в словах (в начале, в середине, самый последний).

Развивающие речевые игры по теме: "Одежда"

Похожее изображение

Лексическая тема: «Одежда»
Понедельник
1.      Пальчиковая гимнастика (в приложении)
2.      Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих звуков)
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
3.      Словарь: Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник.
Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.
Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Задание 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): платье (какое?) – … сапоги (какие) — …
2. Какой по материалу? платье из шелка – шелковое, пальто из шерсти — … шуба из меха – … сапоги из резины — … сарафан из ситца — … перчатки их кожи — …
3. Назови ласково: юбка – юбочка рукав - …платье –… пальто -… воротник - …сапог –…
4. Один – много (множественное число). карман – карманы воротник - рубашка - юбка – манжеты - валенок –
5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): платье – нет платья сапог - шуба - манжет – воротник - каблук – сапог - ботинок –
6. Посчитай: Одна рубашка, две…, три…, четыре…, пять… ; одно платье, два…, три…, четыре…, пять… ; один шарф…, два…, три…, четыре…, пять… .
7.Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике. Где продается одежда? В магазине «Одежда». Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик. Где можно починить обувь? В обувной мастерской. Кто чинит обувь? Сапожник.

8.Поиграйте в игру «Скажи наоборот»
Плащ длинный, а куртка – …(короткая).
Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый).
Футболка светлая, а рубашка…(темная).
Высокий каблук – …(низкий)
Толстая подошва – …(тонкая)

9. Отгадайте  загадку, кто мы?                  Нас двое, мы с приятелем
В ясный день сидим мы дома,                   Как близнецы похожи.
Если дождь, у нас работа –                        Когда уйдешь из дома,
Топать, шлёпать по болотам.                     Мы ждем тебя в прихожей. (Тапки)
На улицу не ходим
(Сапоги)
Ни летом, ни зимой,
Зато без нас – ни шагу,
Когда придешь домой.
(Тапки)

10«Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5)
Юбка - одна юбка, три юбки, пять юбок (сапог, шапка, куртка, платье, юбка, ботинок, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, тапок, футболка, носок, валенок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, туфля, рукав, воротник, берет)
11. «Четвертый -лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны
Валенки, лыжи, сапоги, ботинки
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф.
Связная речь
Составление рассказа - описания о предмете одежды и об обуви (опиши свою одежду, обувь, голов. убор)
«Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги - это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».







Вторник
1.     Пальчиковая гимнастика
2.     Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих звуков)

Речь с движением «Рубашка».

У рубашки два манжета, Ребенок показывает манжеты на двух руках
Воротник Показывает воротник
И рукава, Проводит ладонными по рукавам.
И застежка есть, чтоб легче Показывает застежку сверху вниз.
Проходила голова.
Пуговицы застегнем, Имитирует движения.
А потом гулять пойдем. Марширует.
1.Вспомнить с детьми , какая  есть одежда (осенняя, зимняя, летняя и т.д)
     Рассказать какую одежду мы носим осенью, и какую зимой.
2.Дай полный ответ на вопросы:
- Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?
Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что………….
- Почему летом ты не носишь шубу?
-  Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?

3. Ответьте  на вопросы :
 - Кофта из шерсти- какая?————————-
 -  Шарф из шерсти – какой?————————
 -  Пальто из шерсти  – какое?———————-
 -  Рукавички из шерсти -  какие?——————-

4. Игра « Четвертый лишний». Сказать   лишнее слово.
-  Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.
-  Кроссовки, панама, ботинки, туфли.
-  Сапоги, шорты, босоножки, тапки.
-  Сандалии, шуба, кеды, валенки.

5. К словам мой, моя, моё, мои- подобрать слова : мои – брюки, перчатки..
Моя- кофта, рубашка, майка, пижама.

6. Назвать 1-й  звук в словах:- астра ,Аня ,Алла, Азбука.
                                                  - обруч, Оля, ослик, очки.
                                                - утка,улитка,Уля, удочка.

7. Что лишнее, почему?Куртка, пальто, шапка, плащ.
                                         Рубашка, платье, туфли, сарафан.
                                         Пальто, куртка, платье, плащ
                                         Платье, сарфан, кртка, юбка.

8.Аня пошла гулять после того, как нарисова­ла цветок. Что она сделала сначала?
    Витя надел пальто, шапку, шарф и пошел гулять. Что Витя надел сначала?
   
9. Расскажи об одежде: пальто (какое?) - теплое, зимнее, клетчатое...
платье -... варежки -... свитер -...

10.Уметь правильно употреблять слова: надеть (на себя), одеть (кого-то); выучить:
«На дворе холодный день,
Ты пальто своё ... (надень),
Также брата-малыша потеплее  ты... (одень)».
«Чтоб гулять и не замёрзнуть, надо шапку... (надевать),
Куклу надо... (одевать), майку ж надо ... (надевать).
Это твердо надо знать».

11.  Назвать ласково (с мячом) :
Шапка - шапочка              Кофта –
Шарф -                               Кепка –
Сапоги -                             Рубашка –
Куртка -                             Плащ –

12. Поиграйте в игру «Жадина» (с мячом)
Чьи  брюки? Мои брюки.      Чья шапка? Моя шапка.
Чье платье? Мое платье.     Чей берет? Мой берет.
Чей свитер? Мой свитер.     Чьи сапоги? Мои сапоги.

13. Поиграйте в игру «Скажи наоборот» (с мячом).
Плащ длинный, а куртка – …(короткая).
Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый).
Футболка светлая, а рубашка…(темная).
Шуба мягкая – а пальто …(низкий)
Толстая подошва – …(тонкая)

14. Послушать и ответить.
Надевал Антошка
Варежки на ножки,
На ручки - сапожки,
Тапочку на рожки.
Всё не верно, все не так!
Снова скажем. Только как?

15. Отгадай загадку.
В нем ношу платок , монетки,
Для сестренки две конфетки,
Болтик, гвоздь, один банан.
Назови его!..(карман)

Нет у юбки и у майки,
Есть у платья и фуфайки.
У плаща их ровно два.
На подкладке….(рукава)

Пять чуланов, одна дверь.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
По чуланчикам сидят.
(Перчатки)

Что за друг, без которого
Зимой из дому не выйдешь?
(Шапка)

Дождик, посильнее плачь,
Я надену новый...                  (плащ).

Входишь в одну дверь,
 А выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
 А на самом деле — вошел. (Рубашка)
                                                                


Среда
1.       Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки». [Развитие тон­кой моторики, координации речи с движением.]
Жили-были в домике                         Сжимают и разжимают кулачки.
 Маленькие гномики:
 Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.   Загибают пальчики, начиная с боль­ших.
Раз, два, три, четыре, пять,           Разгибают пальчики, начиная с боль­ших.
Стали гномики стирать:                 Трут кулачки друг о друга
Токи — рубашки,                           Загибают пальчики, начиная с боль­ших.
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
2.     Артикуляционная гимнастика
2.

3. Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)

4. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Покупатель. Что у вас есть из меха?

Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .

Покупатель. Что у вас есть из кожи?

Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...

Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?

5. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Воспитатель предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

6. Дидактическая игра «Подбери слова» (вини тельный падеж).

Что вяжут? — Шапку, варежки, ...
Что шьют? — Пальто, платье, ...
Что надевают? — Пальто, свитер, ...
Что обувают? — Сапоги, валенки, ...
Что штопают? — Чулки, носки, ...
Что завязывают? — Шнурки, платок, ...

7. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Воспитатель описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)
 Употребить существительные множественного числа в родительном падеже.
Например: куртка – много курток.
Шуба- …
Шарф-…
Шапка-…
Платок-…
Ботинок-…
Сапоги-…
Гольфы-…
Свитер-…
Носки-…
Пальто-…
8. Дифференцирование имён существительных женского и мужского рода, закрепление согласования притяжательных местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными.
Например: Чей плащ? – Мой плащ.
Чья шапка? -…
Чьи чешки? -…
Чьи брюки? -…
Чьи сапоги? -…
Чья куртка? -…
Чьи носки? -…
9. Игра «Шьём одежду».
Образование имён прилагательных от существительных.
Например: сапоги из резины. – (Какие сапоги?) – Резиновые сапоги.
Сапоги из кожи. - …
Свитер из шерсти.-…
Плащ из брезента. -…
Шапка из замши.-…
Брюки из кожи.-…
Носки из шерсти.-…
10.Закончи предложение.
Мама сшила…
Брат надел сегодня…
Маше завязали красивый…
Сегодня холодно, поэтому…
Моя голубая шапка…

Задание 11.  Дидактическая игра   «Подбери признак». 
Кофта (какая?) — красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная ... .
Сапоги (какие?) — коричневы, новые, резиновые, красивые ... .
Шарф (какой?) — ....
Пальто (какое?) — .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины — резиновые сапоги;
шапка из шерсти — шерстяная;
перчатки из кожи — кожаные... .
Задание  13.  Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли.
Задание  14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)
Большой – маленький,
Чистый – грязный,
Детский – взрослый,
Короткий – длинный,
Сухой – мокрый.
Задание 15. Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).
Задание 16. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.



Четверг
1.     Пальчиковая гимнастика
2.     Артикуляционная гимнастика
3.       Загадки:
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи... (платок)

Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе... (платочек)

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать... (фуражку)

Отгадайте, вам мы скажем:
Головной убор из пряжи,
В моде уже много лет? -
Изящен вязаный... (берет)

Он военными любим,
По форме им необходим,
А в десанте - знаковый,
Он бордовый - краповый!
Ты отважен - спору нет,
Коли так - бери... (берет)

Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под... (шляпку)

Как спортивный стиль решают?
Шорты, кеды разрешают,
Разноцветную футболку,
А что на голову? (Бейсболку)

На море или у реки
Вам защитят глаза очки,
И что надеть напомнит мама?
От солнца белую... (панаму)

С виду вам напомнит лодку
Головной убор... (пилотка)

И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты... (шапку)
4.     Физминутка «Одежда для куклы»
Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).

5.Дай полный ответ на вопросы:
Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? ( Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что………….
Почему летом ты не носишь шубу?
Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?
6.Игра « Четвертый лишний».
 Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.
  Кроссовки, панама, ботинки, туфли.
  Сапоги, шорты, босоножки, тапки.
  Сандалии, шуба, кеды, валенки.
7. Отгадайте загадки
В нем ношу платок , монетки,
Для сестренки две конфетки,
Болтик, гвоздь, один банан.
Назови его! (карман)

Нет у юбки и у майки,
Есть у платья и фуфайки.
У плаща их ровно два.
На подкладке…. (рукава)

Есть, ребята, он у куртки.
 Мне он нужен на прогулке.
От дождя спасает он. Что же это? (капюшон)

8. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Ответь на вопросы (подбери и на­зови как можно больше слов-действий).
Как появляется одежда? (Одежду моделируют, выкраивают, шьют, вяжут.) 
Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) — ... . Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) — ... .





Пятница «Звук и буква Ш»
1.  Пальчиковая гимнастика
2.  Артикуляционная гимнастика
3. Упражнение «Четвертый лишний»: Послушай слова. Выдели лишнее слово и объяс­ни, почему оно лишнее.

Одежду стирают, купают, гладят, сушат.
Одежду моют, чистят, отжимают, складывают.

4.  Упражнение «Из чего — какой?»: Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложения. (Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные. И т. д.)
Пиджак сшили из шерсти. Он ....                                   
Куртку сшили из кожи. Она ....
Платье сшили из шелка. Оно ....                                  
Плащ сшили из кожи. Он ....
Футболку сшили из трикотажа. Она ....                         
Шубу сшили из меха. Она....
Пальто для зимы — зимнее.                                        
Сарафан для лета — ....
Куртка для осени — ....                                                 
Плащ для весны — ....
Халат для дома — ....                                                   
Майка для детей — ....
Блуза для женщин — ....                                               
Брюки для мужчин — ....
5.       Загадки

Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу.
(Шапка)

***
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)

***
Пять пальцев, как у людей,
Но пальцы у неё без ногтей.
(Варежки)

***
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)

***
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
(Шуба)

Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит.
(Рубашка)

Какой звук вы услышали во всех словах? (звук Ш)
Повторите песенки мышонка:
 ша – шо – ша        аш – аш – ош         ше – ша – ше         ши – ши – шу
 уш – ыш – уш         шо – ше – ша        шо – ша – шо         ош – аш – ош
уш – уш – ша          ша – ши – шо         уш – ыш – ош        иш – аш – иш

При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш». - Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово: чашка – шашка
 дар – шар
 маг – шаг
мышка – шишка
мыло – шило
жаль – шаль
 Гарик – шарик
топот – шёпот
 сок – шок
губы — шубы
тапки – шапки
кашка – шашка

Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша,
Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

 - Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш. - Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы? - На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

Ах, табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.

Буква «Ш» совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

«Подружите» слова, соберите их в предложение: Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.